1. В понятиях психометрии – уровень умственного развития, достигнутый тогда, когда имеется заметное уменьшение в росте измеряемого умственного развития. Или, если представить более формально, когда среднее ежегодное увеличение измеряемого умственного возраста становится малым относительно стандартного отклонения значения в целой популяции. Возраст, в котором этот уровень достигается, различается в зависимости от теста умственного развития, но имеется неопределенное соглашение, что это происходит где-то в подростковом возрасте (приблизительно в 13-18 лет). 2. Средний уровень умственного развития взрослых в данной популяции. Значения 1 и 2 во многих отношениях противоречивы. С одной стороны, если понятие взрослый охватывает всех после подросткового возраста, то средний измеряемый IQ в значении 2, вполне вероятно, может быть более низким, чем в значении 1, так как имеются доказательства, что значения IQ понижаются после среднего возраста. Но, с другой стороны, если зрелость, мудрость, инсайт, понимание и все другие качества зрелого взрослого должны относиться к прагматическому пониманию интеллекта, то интеллект в значении 2, конечно, будет выше, чем в значении 1. Однако так как мы не имеем ни малейшего представления, как количественно оценить таки вещи, как мудрость, но думаем, что мы знаем, как измерить умственное развитие, большинство авторов поставило себя в затруднительную позицию, когда им приходится определять взрослый интеллект как интеллект, которым обладает среднестатистический подросток.
Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Интеллект [лат. intellectus — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью...
Философский словарь
- способности мышления, рационального познания, в отличие от таких способностей, как чувство, воля, воображение и т. п.
Философский словарь
- одно из качеств человека, в наибольшей степени отражающее способность ориентироваться в окружающем его Мире. В первом приближении интеллект можно определить как "триединство" разума, памяти и воспитания. Неотъемлемой частью интеллекта является хранящаяся в памяти (...
Философский словарь
ум, рассудок, разум; мыслительная способностьчеловека. Как видим, это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр....
Философский словарь
(от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум"), тождественный ему по смыслу, т.е. способность мышления, мыслительные способностичеловека, его рационального познания...
Философский словарь
(лат. intellektus - разумение, познание) - система познавательных способностей индивида. И. очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из...
Новейший философский словарь
ИНТЕЛЛЕКТ (лат intellektus - разумение, познание) - система познавательных способностей индивида И очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из...
Психологический словарь
(от лат. intellectus - понимание, познание) - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок ин
Психологическая энциклопедия
(англ. intelligence; от лат. intellectus - понимание, познание) - 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения,...
Психологическая энциклопедия
(лат. intellectus - понимание, познание). Основа функционирования мышления, способность к мыслительной деятельности, рациональному познанию. При таком понимании мышление рассматривается как И. в действии. Различают собственно И. и его предпосылки (память, внимание, активность...
Поделиться: