Интеллект - это...

ИНТЕЛЛЕКТ (лат intellektus - разумение, познание) - система познавательных способностей индивида И очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве Высший уровень развития И определяется по уровню развития мышления, рассматриваемого в единстве с другими познавательными процессами - восприятием, памятью, речью и тп Можно указать на несколько, ставших в настоящее время уже традиционными, направлений исследования И Прежде всего это изучение структуры И, тех основных познавательных способностей (факторов), взаимодействие которых и образует И как единое целое Весьма представительно такое направление, для которого главным является проблема измерения И При этом, если И рассматривается как способность эффективно решать различные познавательные задачи, то естественно, что усилия исследователей направлены на разработку системы подобных заданий вместе с системой показателей для оценки их выполнения Тестов для измерения тех или иных интеллектуальных способностей в настоящее время известно сравнительно много (тесты Айзенка, Векслера, Гилфорда, Рове-на и др) Очень значимым в теоретическом и практическом отношении является изучение интеллектуального развития человека в онтогенезе Определяются качественно различные уровни интеллектуального развития (Пиаже) Изучаются возрастные нормы развития различных интеллектуальных способностей (А Вине, Т Симон), что позволяет рассматривать опережающее интеллектуальное развитие ребенка как превышение его интеллектуального уровня над уровнем интеллектуального развития, типичным для ребенка подобного возраста Так, например, интеллектуальная одаренность ребенка в раннем возрасте обычно проявляется в превышающем возрастные нормы развитии речи (словарный запас, сложность формы, содержательность), памяти, в способности необычно продолжительно концентрировать внимание и тд Весьма интересны и исследования, прямо ориентированные на создание искусственного И Эта работа предполагает определение критериев, отличающих собственно интеллектуальное поведение от поведения, не нуждающегося в И; выделение заданий, справиться с которыми может лишь обладающая И система и, наконец, попытки вычленять и моделировать все более и более сложные интеллектуальные функции


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Интеллект [лат. intellectus — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью...
Философский словарь
- способности мышления, рационального познания, в отличие от таких способностей, как чувство, воля, воображение и т. п.
Философский словарь
- одно из качеств человека, в наибольшей степени отражающее способность ориентироваться в окружающем его Мире. В первом приближении интеллект можно определить как "триединство" разума, памяти и воспитания. Неотъемлемой частью интеллекта является хранящаяся в памяти (...
Философский словарь
ум, рассудок, разум; мыслительная способностьчеловека. Как видим, это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр....
Философский словарь
(от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) - способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум"), тождественный ему по смыслу, т.е. способность мышления, мыслительные способностичеловека, его рационального познания...
Философский словарь
(лат. intellektus - разумение, познание) - система познавательных способностей индивида. И. очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из...
Психологический словарь
(от лат. intellectus - понимание, познание) - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок ин
Психологическая энциклопедия
(англ. intelligence; от лат. intellectus - понимание, познание) - 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения,...
Психологическая энциклопедия
(лат. intellectus - понимание, познание). Основа функционирования мышления, способность к мыслительной деятельности, рациональному познанию. При таком понимании мышление рассматривается как И. в действии. Различают собственно И. и его предпосылки (память, внимание, активность...
Психологическая энциклопедия
ом я называю определенно направленное мышление (см. мышление).

Поделиться:

Реклама