Интеллект - это...
ИНТЕЛЛЕКТ (лат intellektus - разумение, познание) - система познавательных способностей индивида И очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве Высший уровень развития И определяется по уровню развития мышления, рассматриваемого в единстве с другими познавательными процессами - восприятием, памятью, речью и тп Можно указать на несколько, ставших в настоящее время уже традиционными, направлений исследования И Прежде всего это изучение структуры И, тех основных познавательных способностей (факторов), взаимодействие которых и образует И как единое целое Весьма представительно такое направление, для которого главным является проблема измерения И При этом, если И рассматривается как способность эффективно решать различные познавательные задачи, то естественно, что усилия исследователей направлены на разработку системы подобных заданий вместе с системой показателей для оценки их выполнения Тестов для измерения тех или иных интеллектуальных способностей в настоящее время известно сравнительно много (тесты Айзенка, Векслера, Гилфорда, Рове-на и др) Очень значимым в теоретическом и практическом отношении является изучение интеллектуального развития человека в онтогенезе Определяются качественно различные уровни интеллектуального развития (Пиаже) Изучаются возрастные нормы развития различных интеллектуальных способностей (А Вине, Т Симон), что позволяет рассматривать опережающее интеллектуальное развитие ребенка как превышение его интеллектуального уровня над уровнем интеллектуального развития, типичным для ребенка подобного возраста Так, например, интеллектуальная одаренность ребенка в раннем возрасте обычно проявляется в превышающем возрастные нормы развитии речи (словарный запас, сложность формы, содержательность), памяти, в способности необычно продолжительно концентрировать внимание и тд Весьма интересны и исследования, прямо ориентированные на создание искусственного И Эта работа предполагает определение критериев, отличающих собственно интеллектуальное поведение от поведения, не нуждающегося в И; выделение заданий, справиться с которыми может лишь обладающая И система и, наконец, попытки вычленять и моделировать все более и более сложные интеллектуальные функции
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: