Грех - это...

IВЕТХИЙ ЗАВЕТ
А ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В евр яз существует целый ряд слов, к-рые переводятся как Г или грешить:
1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или"упущение" истинной цели;
2) паша (глагол) и образованное от него сущ пеша выражает возмущение, протест;
3) ава, прежде всего, означает "кривить", "искривлять" Производное от него сущ авон следует понимать как "кривду", "уклонение", "преступление";
4) шага и сущ шегага выражают присущее человеку блуждание, "заблуждение" В отличие от рус слова "грех", эти евр слова могут употребляться и в мирском значении, не имея при этом религ оттенка Тем не менее и при таком употреблении обозначаются важнейшие приметы Г, к-рый в ВЗ не является абстрактным понятием, а представляет собой опред образ жизни человека В какой бы форме не проявлялось греховное поведение - как упущение поставленной Богом цели или как протест против Него, - по своей сути Г всегда означает: "Тебе единому согрешил я" (Пс 50:6)То,для того чтобы определить поведение человека как грешное, следует соотнести его проступок с Божьей волей Г всегда есть нарушение закона Божьего, Божьей воли, выраженной в заповедях и предписаниях или же изнач вложенной в сознание и чувства людей в виде совести (ср "грех есть беззаконие"- 1Ин 3:4) Само многообразие евр слов, переведенных как Г, показывает, что полностью уяснить значение понятия "грех" невозможно; в каждом конкретном случае можно разглядеть лишь часть его
Б ПРОЯВЛЕНИЯ ГРЕХА
разнообразны, практически он встречается во всех областях жизни:
1) в ВЗ большое значение придается выявлению Г в области богослужения и культа Так, культовые заповеди регулировали общение с Богом (первые четыре заповеди - Исх 20:1-11 являются исходным пунктом и основой многообразных культовых предписаний: см книгу Левит) Несоблюдение и нарушение культовых заповедей всегда считалось Г (Исх 30:38; Лев 7:25; 1 Цар 2:17; 6:19) Это относится также и к предписаниям о чистоте, причем священник должен решать, чист или нечист человек, совершивший грех невольно или по незнанию (см Агг 2:10-13);
2) в ВЗ Бог является Господом всей жизни Своего народа Поэтому Он устанавливает правила поведения во всех сферах жизни (см прежде всего Исх 20:12 и след) Благодаря этому взаимоотношения людей переходят во взаимоотношения с Богом, и упущения в чисто человеческой сфере превращаются в нарушения Божьих установлений Задачей пророков как раз и является вновь и вновь напоминать о Божьих заповедях и обличать Г в межчеловеческих отношениях как непослушание Богу и вину перед Ним (2Цар 12:7-12; Ам 5:21-24);
3) Г всегда означает отпадение от Бога, потому что вся жизнь соотносится с Богом Совершающий Г живет безбожно; грешник - это человек без Бога
В СУЩНОСТЬ ГРЕХА
Библия и, в часта книгаЛевитне описывает происхождения зла см Зло, злоба, злобный Но в рассказе о грехопадении открывается сущность греха Вне сомнения, под грехопадением подразумевается нечто большее, чем первый случай непослушания Богу Запретное древо в раю означает тот предел, к-рый напоминает человеку о его сотворенности, несмотря на всю высоту положения, опред ему Богом Поэтому при грехопадении говорится о желании человека быть равным Богу, а вместе с тем и об утрате им невинности, привязывавшей его, как дитя, к Отцу и Создателю Человек своевластно обрел знания о том, что есть добро и зло В грехопадении человеческое "я" восстает против ограничений собств свободы В этом и проявляется сущность Г: человек отворачивается от Бога, попирая как богобоязненность, так и доверие к Богу и возводя на престол собств "я" Грехопадение - это ключевое событие после сотворения мира В результате его человечество утрачивает рай и общение с Богом Этим определяется дальнейшая судьба всего человечества (Рим 5:12 и след) Всякий последующий Г берет свое начало в грехопадении, только исходя из этого можно понять весь ужасающий смысл Г Вместе с тем человек изобличается как грешник Он - тот, кто жаждет Г, ибо восстает против Бога А поскольку он желает Г, значит, он виновен Человек в греховном состоянии, виной к-рому становится он сам, живет, как узник, неспособный преодолеть Г и вынужденный ему подчиниться Ибо "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин 8:34) Начиная с Августина Блаженного богосл мысль для обозначения этого состояния использует понятие "первородный грех" или "наследственный грех"
Г ГРЕХ И ВИНА
Библия не дает всеобъемлющего объяснения Г В ней говорится о третьей "действующей силе", помимо Бога и человека: сатане, те см Дьяволе, или "власти тьмы" (Кол 1:13) Свидет-вуя о существовании и действии этой силы, Библия,тем не менее, не размышляет о природе зла (ср 1Кор 13:5: греч - оулогидзетаи - "не размышляет" о зле, в Синод, пер - "не мыслит зла") Нигде в Библии не говорится о том, что человек освобожден от ответственности за свои Г Г - это всегда вина, здесь ВЗ не знает различий В евр яз корень ашам - "быть виновным" - особо подчеркивает лежащую на человеке вину (см выше, 1,А,3) Вину всегда можно приравнять к нечистоте При этом различие между невольными (Лев 4:13,22) и сознательными (Чис 15:30) прегрешениями указывает лишь на степень вины Не являются оправданием и ссылки на человеческую слабость (Иов 15:14; 25:4; Пс 50:7; 142:2) Г приводит человека к вине (см Вина) перец Богом, что требует искупления Для этого в ВЗ Бог назначил множество жертвоприношений (см Жертва) Конечно, с тзр Н3,это только временная возможность уйти от суда, к-рый выносит приговор Г Но и здесь Г - это прежде всего пагубные действия человека, приводящие его к противостоянию Богу, в результате чего он отступает от своей задачи - жить как Божие создание
IIНОВЫЙ ЗАВЕТ Хотя ВЗ и указывает на гибельность Г и на вину грешника, только НЗ говорит о преодолении Г посредством жертвы Иисуса Христа
А ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В НЗ, так же как и в ВЗ, имеется несколько слов для обозначения Г:
1) греч глагол хамартано и сущ хамартиа означают соотв "промахнуться" и "упущение" Хамартиа чаще всего встречается в НЗ и не только означает упущение перед Богом, но и вместе с тем подчеркивает вину согрешившего Под этим могут подразумеваться греховные дела (напр,Деян 2:38; 3:19; Евр 1:3;2:17), греховная сущность человека (Ин 9:41; 1 Ин 1:8) и персонифициров власть Г (Рим 5:12; Гал 3:22; Рим 5-7 полностью);
2) реже в НЗ встречается слово хамартема, к-рым иногда обозначаются греховные дела Паракоэ подразумевает непослушание, а аномиа - беззаконие Этим в основном исчерпывается употребление слов, выражающих понятие Г
БИИСУС КАК ПОБЕДИТЕЛЬ ГРЕХА:
1) примочат, что Евангелия (за искл Ев от Иоанна) весьма редко касаются понятия Г Иисус не развивает и не систематизирует учения о Г, к-рый для Него - реальность, связ с человеком Его проповеди и деяния - это преодоление Г и спасение от него (Мф 9:13; Лк 5:8) см Искупление, искупать, см Прощение, простить, см Жертва (IV) Иисус провозглашает Царство Божие(Мк 1:15), для наступления к-рого необходимо покаяние в Г Посредством Иисуса Бог протягивает грешному человеку Свою руку, к-рая вернет грешника в Его дом (Лк 5:10; 7:37 и след; 19:1 и след) По поручению Отца Иисус преодолевает Г через прощение (Мф 9:2)Христос правомочен делать это, поскольку берет на себя Г мира (Ин 1:29,36; 1 Ин 1:7; 2:2) Этим он дарует человеку полную свободу (Ин 8:34,36) Своей деят-стью Иисус разделяет человечество, призывая каждого принять решение, на чьей он стороне (Ин 9:41; 15:22-24) Отвергающий Его избирает смерть(Ин 8:24); исповедующий Ему свои Г получает прощение (1Ин 1:9);
2) лучше всего разъясняется отношение Иисуса к Г в притче о блудном сыне (Лк 15:11 и след) Г - это отход от отчего дома и блуждание в чуждом мире, это вина перед людьми и перед Богом Явление Христа приносит осознание Г и призывает к покаянию (см Покаяние, каяться) Ради Иисуса грешник может отвратиться от Г (см Обращение, обратить, обратиться), и тогда он найдет Бога, Который ждет и принимает с любовью каждого человека;
3)Иисус - это единств, возможность победить Г Тот, кто отвергает Христа как победителя Г, останется во Г (Ин 8:21,24; 9:39-41; 15:22-25)см Проклятие, проклинать
В ГРЕХ КАК ПРЕОДОЛЕННАЯ ВЛАСТЬ
Подробнее других апостолов о Г говорит Павел Но и он делает это только для того, чтобы определить действие благодати (милости) Божьей и искупления жертвой Иисуса Христа, те Павел, в сущности, также не развивает учения о Г:
1) осознание Г Павлом произошло в момент его встречи с воскресшим Иисусом Христом (1Кор 15:9; 1 Тим 1:15), явившимся ему на пути в Дамаск и открывшим, что гонения против Церкви Христовой являются результатом неосознанной глубокой враждебности к Богу Будучи грешником, Павел оставался Божьим врагом до тех пор, пока Иисус не победил его Г Только теперь Павел получил возможность постигнуть сущность Г;
2) Г пришел в мир через Адама(Рим 5:12 и след), и то произошло его вторжение в сферу человеч жизни Г - сила, существующая вне человека и исходящая от дьявола, к-рый приступает к человеку как искуситель (Мф 4:1-11; 13:28; Откр 12:9) 0дна-ко это не отменяет вины грешника; он сам не захотел противостоять искушению, а поддался ему (Рим 5:12), и теперь Г живет в нем (Мф 15:19; Мк7:21;Иак 1:14);
3) Гнесетссо-бой смерть(Рим 6:23), к-рая также свидет-вует о подверженности человечества Г (1Кор 15:56)След,Г - это нечто большее, чем пагубное поведение человека; в конечном счете греховность - это состояние человечества Люди находятся под властью Г При этом за Г как отдельными деяниями следует различать Г как человеческую сущность, проявлением к-рой и являются отдельные Г;
4) наконец, существует еще одна сила, к-рая квалифицирует многие поступки как Г: это Закон (Рим 5:13; 7:8; Гал 3:19), к-рый является не чем иным, как орудием Бога Закон определяет греховное самоутверждение человека как восстание против Бога (Рим 1:21), напр, Г Адама Но посредством Закона, вместе с тем, обнажается и демонич сила Г В своем "плотском" бытии (см Плоть, плотский, плотяной) человек - это проданный Г раб (Рим 7:14), Г владеет им;
5) при всем этом Павел знает, что Г может быть преодолен Христом (Рим 8:3) Г действительно был преодолен смертью безгрешного Иисуса, Которого Господь сделал жертвою за Г (2Кор 5:21) То, что Иисус претерпел на кресте, Он претерпел за грешников, "за нас" (2Кор 5:21;ср 1Кор 15:3; Гал 1:4) Так, Он искупил человечество, через Него воцарилась благодать(Рим 5:21)Иисус - вечный безгрешный Первосвященник, Который раз и навсегда принес Себя в жертву за Г (Евр 2:17; 4:14 и след; 7:24-26; 9:11-15) Благодаря жертве Иисуса, для человека, подчиненного Г, забрезжила надежда В своей вере в Иисуса он вместе с Ним принимает смерть и умирает для Г (Рим 6:2) Отныне Г уже не имеет прав на него (Рим 6:13,18 и след), человек в вере жив Богом и Иисусом Христом;
6) жизнь в вере полна напряжения, ибо освобождение от власти Г не означает безгрешности Верующий еще не достиг совершенства (Рим 8:10), а ждет того (Рим 8:18),чтобы Г и его последствия окончат, были уничтожены со Вторым пришествием Иисуса (Рим 8:11; 1 Кор 15:26) До этого срока он в своей жизни постоянно нуждается в действенном очищении кровью Иисуса Христа (1Ин 1:7-10; 3:3) см Беспорочный, безупречный, безукоризненный (невиновный)
































Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
в широком смысле слова – всякий отход от космического закона: разрыв согласия с Богом по вине человека любое действие, которое затрудняет прогресс и духовную эволюцию – собственную и других живых существ действие, являющееся результатом злоупотребления свободной волей...
Библейская энциклопедия
Грех (преступление закона). Грех есть беззаконие (I Ин. III, 4). Он перешел к человеку от диавола, прельстившего Адама и Еву и склонившего их преступить заповедь Божию. От греха Адамова произошли проклятие и смерть.
Энциклопедия "Религия"
ГРЕХ — в иудаизме и христианстве — действие вопреки воле Бога, отступление от Завета (см. Берит) с Ним, от Его заповедей, прежде всего тех, которые содержатся в Декалоге (см. Десять Заповедей). В христианской традиции — в общем понимании (изложение П. П. Васильева) — всякое (и...
Философский словарь
- по релит, представлениям, нарушение божеств, предписаний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внешних злых сил и закрывающее ему путь к спасению в загробном мире. Эта мистификация этич. категории вины призвана страхом...
Философский словарь
Все, что я хочу сделать - это заставить людей осознать, что именно человеческие желания, человеческие убеждения и человеческие грехи могут привести мир к катастрофе. Представление о грехе, связанное с христианской этикой, приносит необыкновенный вред, поскольку оно дает...
Философский словарь
(греч. amartia - ошибка, промах) - 1) Поступок вопреки воле, заповедям и замыслам Божиим, а также мысли и слова, ведущие к таким поступкам. 2) Состояние человеческой души как следствие греховного выбора и действия, выражающееся в неправильной ориентации человеческой воли,...
Философский словарь
- нарушение божественных предписаний, подлежащее наказанию. Ассоциативный блок. Бога нет, но грех быть должен. А его все равно нет (греха).
Философский словарь
по религиозному учению, нарушение божественных установлений, совершаемое человеком под влиянием злой волы или воздействием внешних злых сил и лишающее его надежд на спасение, т. е. обретение райского блаженства за гробом. Искупается покаянием либо перед священником (православие...
Философский словарь
С религиозной точки зрения, грех есть моральное зло, беззаконие, намеренное нарушение воли Бога, отступление от заповедей и закона Божия. В светском смысле грех обычно определяют как несоответствие действий индивида внешним стандартам поведения: нарушение человеком табу, законов...
Психологическая энциклопедия
(sin) Г. - это одно из группы понятий, к-рые относятся к нарушению законов. Действия, нарушающие законы, установленные людьми, наз. преступлениями, правонарушениями или судебнонаказуемыми проступками. ами наз. действия, нарушающие закон Божий. Предполагается, что...

Поделиться:

Реклама