Формальная Социология - это...

- направление в социологии конца XIX -начала XX в., представители которого стремились, в противоположность эволюционистскому "субстанционализму" (и натурализму), свести социальные отношения к более или менее ограниченному набору их структурных элементов. Предмет Ф. с. - устойчивые, универсальные формы социального взаимодействия при абстрагировании от их конкретно-исторического содержания. Существенную роль в формировании и развитии классической социологии через развитие Ф. с. внесли В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Теннис, Л. фон Визе. Предпосылки Ф. с. заложил Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) - немецкий историк культуры и социальныйфилософ, представитель "философии жизни", создатель "понимающей психологии", послужившей толчком к созданию "понимающей социологии". Понятие жизни он трактует не биологически, а культурно-исторически. Задача "наук о духе" - понять жизнь из нее самой, т. е. из ее временности и историчности. Г. Зиммель (1858 - 1918), немецкий социолог, основоположник Ф. с., осуществил типологический анализ социальных отношений и обратился к проблеме развития семантической Ф. с. В работах "Социология. Исследование форм социации" (1908), "Философия денег" (1900) он изложил основные идеи социологии, ее двух основных частей: формальной, или чистой социологии, и социологии культуры. В "Философии культуры" (1911) дан философско-социологический анализ моды, рассмотрены проблемы пола в культуре и т. д. Зиммель пытался найти основное противоречие в современной культуре. Деятельность философа, психолога и социолога, профессора нескольких немецких университетов Вильгельма Дильтея была посвящена выработке специфических средств познания гуманитарных и социальных наук. В своих работах ("Введение в науки о духе" 1883, "Описательная психология", 1894 и др.) Дильтей стремился обособить "науки о духе" от естествознания, "наук о природе". Исходной позицией Дильтея была мысль о том, что природная реальность всегда предстает в сознании человека, в его познавательной деятельности как нечто, имеющее феноменальный характер. И если естествознание и ведет речь о "не зависящем от нас предметном порядке явлений", движущихся по некоторым законам, представляющим собой выражение и проявление "существующей независимо от нас великой реальности", оно должно признать, что имеет дело лишь с ничтожной частью, отдельными феноменами этого великого целого. Будучи направленным на эту небольшую часть действительности, основываясь на содержании сиюминутной чувственности, в которой только и может быть дан человеку "великий предмет - природа", естествознание гипотетически дополняет этот чувственный материал мыслительными конструкциями, стремясь обозреть данные чувств как результат воздействия природы, понимаемой как нечто целостное и завершенное. Естественнонаучные высказывания, предметом которых и является чувственно-феноменальный материал, всегда остаются чисто объясняющими высказываниями, сводя чувственность к чему-то элементарному, самоочевидному. По Дильтею, методологическое основание "наук о духе" - описательная психология. Здесь не может быть феноменальности, абсолютного разделения субъекта и объекта, личности и истории. Сама т. зр. исследователя оказывается вплетенной в ткань исследуемого объекта, истории. Специфика "наук о духе" должна быть выведена, по Дильтею, из сопоставления их методологических оснований с принципами организации научного знания в естественных науках, из исследования специфических условий получения знания в существующих "науках о природе" и в "науках о духе". В отличие от естественных наук общественные дисциплины должны не "объяснять", а "понимать" социальные явления. "Понимание", согласно Дильтею, основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей то или иное событие. Внимание к теоретико-методологическим проблемам "наук о духе" реализовалось в создании "понимающей психологии", или "понимающей социологии". "Возможность понять другого - одна из самых глубоких теоретико-познавательных проблем. Как может индивидуальность сделать предметом познания чувственно данное обнаружение чужой индивидуальной жизни?" Пытаясь разрешить эту проблему, Дильтей, вслед за Ф. Шлейермахером, разрабатывает метод герменевтики как искусства понимания письменно фиксированных проявлений жизни. Предмет новой описательной и истолковывающей психологии - целостность индивидуальности, которую можно понять в ее отношении через социальный контекст, через отношение к надындивидуальным, общественным образованиям, к совокупной человеческой культуре. В социальном знании прежде всего необходимо разграничение индивидуальных различий, породивших, в частности, социальную структуру общества. Необходим учет специфики самого познающего субъекта и выдвижение критериев научности полученного знания. Основная тема социологии Г. Зиммеля - тема взаимоотношения общества, человека и культуры. Общество - совокупность форм и систем взаимодействия; человек - это "общественный атом". Культура - совокупность объективированных форм человеческого сознания. Предмет социологии - это прежде всего метод, социология не является наукой, "обладающей собственным содержанием", поскольку "она не находит себе объекта, который не изучался бы какой-либо из общественных наук". Отсюда, раз социология не может определить свой предмет, она должна определить его методологически, найдя специфическую т. зр. Эта специфическая т. зр. состоит в том, что социология должна исследовать не содержание, а формы общественной (социальной) жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Социология находится в таком же отношении к частным наукам, как геометрия к наукам физическим, т. е. она не изучает содержание общественных явлений, а исследует общую для них социальную форму. По Зиммелю, в любом обществе можно отделить форму от содержания, а общество как таковое представляет собой взаимодействие индивидов. Само же взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений и ради определенных целей. В результате взаимных воздействий на основе побудительных импульсов и целей образуется единство, которое Зиммель называет "обществом". Все то, что наличествует в индивидах (которых он рассматривает в качестве конкретных носителей исторической действительности), наличествует в виде влечений, интересов, целей и т. д., т. е. то, из чего формируется воздействие на других людей, он обозначает как содержание, т. е. материю обобществления. Эта материя, в которой исполняется жизнь, в сущности не социальна. Все это становится таковым лишь постольку, поскольку преобразовывает изолированное существование индивидов в определенные формы совместного существования, попадающие под общее понятие "взаимодействие". Обобществление - в бесчисленном количестве способов реализующаяся форма, в которой индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. Возникшие формы, которые соответствуют определенным жизненным целям, могут оказываться оторванными от реальной жизни, из которой они вышли и которой обязаны своим существованием, и они могут "играть" в себя и ради себя, захватывая и создавая материю, которая служит теперь лишь средством их самореализации. Например, всякое познание первоначально является средством борьбы за существование, ибо знать действительное положение вещей в высшей степени важно для сохранения и развития жизни. Возникновение же науки свидетельствует, что познание оторвалось от практических целей, стало ценностью в себе. Поскольку наука самостоятельно избирает свой предмет, она преобразует его в согласии с собственными потребностами и не задается вопросами кроме тех, что приносят познанию самоудовлетворение. Такой же поворот определяет и суть права (как и политики, искусства и других явлений социальной жизни). Возникнув сначала по причине целесообразности, как побуждение определенных способов поведения индивидов, затем это право из самого себя определяет способ организации жизненного пространства. Здесь нагляднее всего виден поворот в противоположную строну от определения формы жизни ее материей до определения жизни формами, которые поднимаются до уровня определяющих ценностей, которые Зиммель называет формами. Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием. Основные формы социальной жизни: 1) Социальные процессы - к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом может служить такое явление, как мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе. 2) Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка). 3) "Модели развития" - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и ее единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик. Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни: 1) Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др. 2) Несколько далее от потока жизни, т. е. от общественных содержаний, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и пр. формы государственно-правовых организаций. 3) Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы "игровые". Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: "старый режим", т. е. политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; "наука для науки", т. е. знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть "орудием в борьбе за существование". В работе "Проблемы философии истории" Зиммель рассматривал теорию исторического понимания как метод, характеризующий исключительно социальное познание. Результатом понимания считается не обнаружение причинноследственных связей, а открытие смысла исторического действия, заключающегося в логике связи этого явления с человеческими потребностями, интересами. Зиммель полагает необходимым признание относительности социально-исторических объяснений и учета субъективных компонентов в познании. Ф. с. Зиммеля направлена против ориентации на "сверхиндивидуальные сущности" типа "народный дух", органических теорий, а также индивидуальнопсихологических концепций с упором на индивидуальные свойства. Общество, по Зиммелю, существует благодаря взаимодействию людей. Формы социации абстрагировались Зиммелем от соответствующего содержания для того, чтобы выработать "опорные пункты" научного анализа. Через создание научно обоснованных понятий Зиммель видел путь к утверждению социологии как самостоятельной науки. Научно обоснованные понятия прежде всего должны отражать действительность, и методологическая ценность их в том, насколько они способствуют пониманию и упорядочению теоретически важных аспектов различных социальных процессов и социально-исторической жизни в целом. Фердинанд Теннис (1855 - 1936), основатель и первый президент Немецкого социологического общества, предложил понимание социологии как социальной науки, состоящей из теоретической, прикладной и эмпирической дисциплин. Теннис уделил большое внимание исследованию природы социальных групп и сущности процессов, способствующих организации и функционированию человеческих сообществ. Пытался построить социологию как аналитическую дисциплину, которая, по его замыслу, должна способствовать исследованию наиболее общих черт социального процесса, различных форм социального существования, а также выработать систему общих понятий и типов, необходимых для описания и понимания конкретных явлений. Теннис выделяет два типа воль, позволяющих рассмотреть все социальные явления: органическую (инстинктивную) и рассудочную, предполагающую возможность выбора и сознательную цель поведения. Исторический процесс в целом складывается из двух основных эпох - общности и общества. Исторически первичное образование - "общность" - квалифицируется им как эпоха, для которой характерны согласие, обычаи и религия. А исторически вторичное образование - "общество" - определялось Теннисом как эпоха, для которой характерны договор, политика и общественное мнение. В общности господствует инстинкт, чувство, органические отношения, в обществе - расчетливый разум, абстракция. Социология является составной частью общей философской этики, а центральной категорией социологии является согласие. Теннис один из первых представил развернутую систему социологии. Придавая большое значение проблеме формирования логически стройной системы социологических понятий, Теннис создал подобную систему (в связи с категориями "общность" и "общество"). Леопольд фон Визе (1876 - 1969), немецкий социолог, профессор Ганноверского и Кельнского университетов, развивая идеи Г. Зиммеля, стремился исследовать всеобщие формы социальных явлений. Основа социологического учения, по Визе, состоит в том, что "общество" в строгом значении этой категории является фикцией. Визе трактовал человеческое общество как сумму отношений, существующих через посредство действия. В силу этого истинной сутью человеческих сообществ он считал "социальное", или "межчеловеческое", состоящее в "спутанной сети" отношений между людьми. Предмет социологии - исследование "социального", или "межчеловеческого", в рамках различных форм отношений типа "я-ты" и "я- мы", к которым сводятся взаимоотношения людей. Система межчеловеческих отношений не зависит ни от исторического развития, ни от способа производства, и по существу она "антропологически надвременная". Т. е. существуют некоторые устойчивые образования, формы социального бытия, обусловленные исключительно природой межличностного взаимодействия ( социальным). В качестве одной из основных единиц социологического анализа Визе использовал понятие "социус", трактуя его как производную от индивида абстракцию. Взаимодействие "социусов" описывалось посредством понятий зиммелевских форм социации, характеризующих различные модели отношений между людьми. При этом предполагалось, что данная теоретическая конструкция позволит определить функциональную взаимосвязь отдельных процессов или отношений людей со всем социативным процессом (так понималась социальная система) в его конструктивном и деструктивном аспектах Особое внимание уделялось анализу объединяющих и разъединяющих сил социальных отношений. Эти факторы сводятся к двум основным типам: ассоциации (в которую входят приспособление, соответствие, смещение и пр.) и диссоциации (соревнование, нарушение, конфликт и т. д.). Они выступают основой формирования социальных структур, являющих собой совокупность межчеловеческих отношений. Все социальные структуры Визе классифицировал по признакам длительности существования и степени общности. Он выделял: 1) конкретные толпы, видимые и кратковременные; 2) группы, характеризующиеся личным участием индивидов и организаций; 3) абстрактную коллективность, где индивидуальности уделяется минимальное внимание, - государство, церковь и т. п. Эта типология послужила в дальнейшем основой для выработки Визе более корректного представления о первичной социальной группе, которая интерпретировалась им как система взаимозависимых статусов-ролей. Функциональная трактовка социальных отношений и ряд фундаментальных понятий, введенных Визе в научный оборот ("социальные отношения", "социальная дистанция", "социальная позиция", "социальная ситуация"), оказали большое влияние на социологию. Ф. с. определила направления в исследовании различных сфер социальной жизни и оказала влияние на ряд концепций (структурный функционализм, теория идеальных типов М. Вебера и др.), заложила основные принципы классической социологии, которые являются общепризнанными до настоящего времени. (Лит.: История буржуазной социологии / Под общей редакцией И. С. Кона, 1979; Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. (От М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму / Давыдов Ю. Н., Гофман А Б., Ковалев А. Д. и др. М.: Наука, 1994; История социологии: Учеб. пособие Елсуков А. И., Бабосов Е. М., Грицанов А А. и др.; под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. Минск, 1993; Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. Н. Чечулина


Поделиться:

Реклама