Феноменология - это...

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - влиятельное течение западной философии 20 в Хотя сам термин Ф использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии Этот проект сыграл важную роль как для немецкой, так и для французской философии первой половины - середины 20 в Такие философские произведения, как "Формализм в этике и материальная этика ценности" Шелера (1913/1916), "Бытие и время" Хайдегге-ра (1927), "Бытие и ничто" Сартра (1943), "Феноменология восприятия" Мерло-Понти (1945) являются программными феноменологическими исследованиями Феноменологические мотивы действенны и в рамках не феноменологически ориентированной философии, как и в ряде наук, напр, литературоведении, социальных науках и прежде всего психологии и психиатрии Об этом свидетельствуют феноменологические исследования как современников и учеников Гуссерля, так и ныне живущих философов К наиболее интересным феноменологам или феноменологически ориентированным философам можно отнести: Хайдеггера - ученика Гуссерля, использовавшего феноменологический метод как "способ подхода к тому и способ показывающего определения того, что призвано стать темой онтологии", те человеческому Dasein, для описания и понимания которого феноменология должна обратиться за помощью к герменевтике ("Бытия и времени"); "Геттингенскую школу феноменологии", первоначально ориентированную на феноменологическую онтологию (А Райнах, Шелер), представители которой, совместно с "Мюнхенской школой" (М Гайгер, А Пфен-дер) и под руководством Гуссерля основали в 1913 "Ежегодник по феноменологии и феноменологическому исследованию", открытый программным произведением Гуссерля "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии", в котором выходили уже названные произведения Шелера и Хайдеггера; Э Штайн, Л Ландгребе и Э Финка - ассистентов Гуссерля; а также польского феноменолога эстетики Р Ин-гардена, чешского феноменолога, борца за права человека Ж Паточку, американских социологически ориентированных феноменологов Гурвича и Шюца; русских философов Шпета и Лосева Ситуация Германии накануне и во время Второй мировой войны исключила Гуссерля - еврея по национальности - из философских дискуссий вплоть до середины 1950-х Первыми его читателями оказались монах-францисканец и философ Ван Бреде - основатель первого Архива Гуссерля в Левене (1939), а также Мерло-Понти, Сартр, Ри-кер, Левинас, Деррида Перечисленные философы находились под сильным влиянием Ф, и отдельные периоды их творчества могут быть названы феноменологическими Интерес к Ф сегодня охватывает не только западную и восточную Европу, но и, например, Латинскую Америку и Японию Первый всемирный конгресс по Ф состоялся в Испании в 1988 К наиболее интересным современным феноменологам в Германии можно отнести Вальденфельса и К Хельда Ф в понимании Гуссерля - это описание смысловых структур сознания и предметностей, которое осуществляется в процессе "вынесения за скобки" как факта существования или бытия предмета, так и психологической деятельности направленного на него сознания В результате такого "вынесения за скобки" или осуществления феноменологического эпохэ предметом исследования феноменолога становится сознание, рассматриваемое с точки зрения его интенциональной природы Интенциональность сознания проявляется в направленности актов сознания на предмет Понятие интенциональности, заимствованное Гуссерлем в философии своего учителя Брентано и переосмысленное в ходе "Логических исследований Часть 2" является одним из ключевых понятий Ф Гуссерля В исследовании интенционального сознания акцент перенесен с что, или "выносимого за скобки" бытия предмета, на его как, или многообразие способов данности предмета Предмет с точки зрения его как не задан, а явлен или являет себя (erscheint) в сознании Такого рода явление Гуссерль и называет феноменом (греч phainomenon - являющее себя) Ф тогда - это наука о феноменах сознания Ее лозунгом становится лозунг "Назад к самим вещам!", которые в результате феноменологической работы должны непосредственным образом явить себя сознанию Интенциональ-ный акт, направленный на предмет, должен быть наполнен (erfuehllt) бытием этого предмета Наполнение интенции бытийным содержанием Г называет истиной, а ее переживание в суждении - очевидностью Понятие интенциональности и интенционального сознания связываются в Ф Гуссерля первоначально с задачей обоснования знания, достижимого в рамках некой новой науки или наукоучения Постепенно место этой науки занимает Ф Т обр первую модель Ф можно представить и как модель науки, стремящейся поставить под вопрос привычное полагание бытия предметов и мира, обозначаемое Гуссерлем как "естественная установка", и в ходе описания многообразия их данности - в рамках "феноменологической установки" - прийти (или не прийти) к этому бытию Бытие предмета понимается как идентичное в многообразии способов его данности Понятие интенциональности является тогда условием возможности феноменологической установки Путями же по ее достижению выступают, наряду с феноменологическим эпохэ, эйдетическая, трансцендентальная и феноменологическая редукции Первая ведет к исследованию сущностей предметов; вторая, близкая феноменологическому эпохэ, открывает для исследователя область чистого или трансцендентальное сознания, те сознания феноменологической установки; третья превращает это сознание в трансцендентальную субъективность и приводит к теории трансцендентального конституирования Понятие интенциональности сыграло важнейшую роль в исследованиях Хайдеггера, Мерло-Понти, Сартра и Левинаса Так в "Феноменологии восприятия" Мерло-Понти это понятие выступает предпосылкой преодоления традиционной для классических философии и психологии пропасти между разумом и телесностью и позволяет говорить об "инкарниро-ванном разуме", как исходном моменте опыта, восприятия и знания Работа Гуссерля в области описания интенционального сознания приводит его к таким новым понятием или моделям этого сознания, как внутреннее время-сознание и сознание-горизонт Внутреннее время-сознание - это предпосылка понимания сознания как потока переживаний Исходным моментом в этом потоке является точка "теперь" настоящего времени, вокруг которой - в горизонте сознания - собраны только-что-бывшее и возможное будущее Сознание в точке "теперь" постоянно соотнесено со своим временным горизонтом Эта соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять нечто только возможное Проблема внутреннего времени-сознания вызвала отклик в исследованиях практически всех феноменологов Так, в "Бытии и времени" Хайдеггер превращает гуссерлев-скую временность сознания во временность человеческого существования, исходным моментом в которой является теперь не точка "теперь", а "забегание вперед", будущее, которое "проектируется" Dasein из его возможности быть В философии Левинаса временность понимается "не как факт изолированного и одинокого субъекта, а как отношение субъекта к Другому" Истоки такого понимания временности легко обнаружить в модели сознания-времени и временного горизонта, в рамках которых Гуссерль пытается выстроить отношение меня к Другому по аналогии с отношением актуального переживания к окружающему его временному горизонту В рамках сознания или в рамках его ноэматико-ноэтического (см НОЭЗИС и НОЭМА) единства как единства переживаний с точки зрения их содержания и свершении происходит конституирование предметности, процесс, в результате которого предмет обретает свою бытийную значимость Понятие кон-ституирования - это еще одно важнейшее понятие Ф Источником конституирования центров свершений актов сознания является Я Бытие Я - это единственное бытие, в наличности и значимости которого я не могу усомниться Это бытие совершенно иного рода, нежели бытие предметное Мотив этот выступает очевидной отсылкой к Декарту, которого Гуссерль считает своим непосредственным предшественником Другим способом обращения к Я является понимание его как трансцендентальной субъективности, что связывает Ф Гуссерля с философией Канта Введение понятия "трансцендентальной субъективности" еще раз показало специфику Ф как обращенной не к предметам и их бытию, а к конституированию этого бытия в сознании Обращение Гуссерля к проблеме бытия было подхвачено последующими феноменологами Первый проект онтологии Хайдеггера - это проект Ф, которая делает самоявляющими (феноменальными) способы и модусы человеческого бытия Сартр в "Бытии и ничто", активно используя такие понятия Гуссерля, как феномен, интенциональность, временность, соединяет их с категориями Гегеля и фундаментальной онтологией Хайдеггера Он жестко противопоставляет бытие-для-себя как сознание (ничто) и бытие-в-себе как феномен (бытие), которые образуют дуалистическую онтологическую реальность Феноменологический метод Сартра призван подчеркнуть, в отличие от метода Гегеля, взаимную несводимость бытия и ничто, реальности и сознания Подобно Гуссерлю и Хайдег-геру, он обращается к феноменологическому описанию взаимодействия реальности и сознания Проблема Я как ядра или центра свершений сознания приводит Гуссерля к необходимости описания этого Я Ф приобретает черты рефлексивной философии Гуссерль говорит об особого рода восприятии Я - внутреннем восприятии Оно, так же, как и восприятие внешних предметов, опредмечивает то, с чем имеет дело Однако опредмечивание никогда не совершается абсолютно и раз и навсегда, так как оно совершается в сознании-горизонте и открывает все новые способы данности предметов в нем То, что остается в Я после его опредмечивания сознанием, Гуссерль называет "чистым Я" Неопредмеченное "чистое Я" стало в Ф последователей Гуссерля предпосылкой возможного и незавершенного бытия меня самого Сознание-горизонт является сознанием моего осуществления, связью отсылок, уходящих в бесконечность Это бесконечность возможностей полагания предметов, которыми Я все же распоряжаюсь не совершенно произвольно Последним и необходимым условием такого обращения к предметам в познании является мир Понятие мира, первоначально в форме "естественного понятия мира", а затем, как "жизненный мир" ' является отдельной и большой темой Ф К этой теме обращались Хайдеггер (бытие-в-мире и понятие мирности мира), Мерло-Понти (бытие-к-миру), Гурвич с его проектом мира доксы и эпистемы, Шюц с его проектом феноменологически-социологического исследования построения и устройства социального мира Понятие "жизненного мира" вошло сегодня в обиход не только феноменологически ориентированной философии, но и философии коммуникативного действия, аналитической философии языка, герменевтики В Ф Гуссерля это понятие тесно связано с такими понятиями, как интерсубъективность, телесность, опыт Чуждого и телеология разума Первоначально мир выступает самым общим коррелятом сознания или самой обширной его предметностью Это, с одной стороны, мир науки и культуры, с другой - основание всякого научного представления о мире Мир находится между субъектами этого мира, выступая средой их жизненного опыта и придавая этому жизненному опыту определенные формы Интерсубъективность есть условие возможности мира, как и условие объективности всякого знания, которое в "жизненном мире" из моего, субъективного, превращается в принадлежащее всем - объективное Ф превращается в исследование и описание превращения мнений в знания, субъективного в объективное, моего в общезначимое Размышления позднего Гуссерля о "жизненном мире" связывают воедино все его проекты Ф В рамках "жизненного мира" и его генезиса разворачивается тело самого разума, первоначально имеющего форму наукоучения Ф, описывая двойственный характер "жизненного мира", как основания всякого знания и горизонта всех его возможных модификаций, кладет в его основание двойственность самого сознания, которое всегда исходит из чего-то ему Чуждого и с необходимостью его полагает В устах такого современного феноменолога, как Валь-денфельс, двойственность сознания является констатацией отличий меня от Другого и предпосылкой существования многомерного и неоднородного мира, в котором выстраивание отношения к чуждому моей самости выступает предпосылкой этики Ф в форме Ф этики - это описание многообразных форм соотношения меня и Другого, принадлежащего и чуждого моей самости Такая Ф есть одновременно и эстетика, и философия повседневной и политической жизни, в которой эти формы воплощены


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для немецкой, так и для французской...
Философский словарь
- одно из направлений в философии XX в. Буквально означает описание или изучение явлений. Любое описание вещей, какими они являются в сознании, можно назвать Ф В этом смысле феноменологическими можно было бы назвать размышления Беркли Дж., Локка Дж., Декарта Р., Юма Д. и др....
Философский словарь
- одно из главных направлений в философии XX в. Основатель этого направления - Гуссерль, непосредственные предшественники - Брентано и К. Штумпф. Исходный пункт Ф. - кн. Гуссерля "Логические исследования", ядро - идея интенциональности. Главные моменты эволюции Ф.: возникновение...
Философский словарь
(греч., букв. учение о феноменах) – одно из ведущих направлений в западной философии 20 в., основатель – Э.Гуссерль. Феноменологический метод применяется в психологии, социологии, этике, эстетике, праве, онтологии, философии математики и естествознания.
Философский словарь
(учение о феноменах, о являющемся) — термин, который может быть отнесен к самым различным философским традициям и учениям. Так, это слово Гете применял для обозначения именно философского осмысления природы. Кант, хоть и редко, употреблял его (например, в работе "Метафизические...
Философский словарь
- попытка взглянуть на сами вещи, минуя все концепции и прошлые мнения. Хайдеггерианское понятие феноменологии исходит из его толкований понятий “феномен” и “логос”. прорабатывать все подлежащее разбору в прямом показывании и в прямом доказывании. Такой подход предполагает...
Философский словарь
- влиятельное течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для немецкой, так и для...
Психологический словарь
(от греч. phainomenon - являющееся + logos - учение) - методологическая позиция. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме индивидуального знания. Здесь находит соединение экзистенциальная...
Психологическая энциклопедия
Словообразование. Происходит от греч. phainomenon - являющееся + logos - учение. Категория. Методологическая позиция. Специфика. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме индивидуального...
Психологическая энциклопедия
(Phenomenology). Подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя.

Поделиться:

Реклама