Еврей - это...

I
В Быт 10:21 сын Ноя Сим назван отцом "всех сынов Евера", своего потомка в третьем поколении Согл библ родословиям (Быт 11:10-26; 1Пар 1:19-27), к сыновьям Евера относятся все потомки Иоктана и Фалека, от к-рого происходит Авраам, первый человек, названный в Библии Е (Быт 14:13) Помня о том, что Е Авраам - один из "сынов Еверовых", отметим, однако, что есть и другое истолкование этого слова, встречающееся в Септуагинте: слово "еврей" может обозначать и того, кто "перешел", "преступил", кто "происходит с той стороны (Евфрата)", что также совпадает с данными о личности Авраама (см Нав 24:2 и след) В Египте Иосиф и его братья именовались как ивримы, те Е (Быт 39:14,17; 41:12; 43:32), сам Иосиф называет свою родину "землей Евреев" (Быт 40:15) Это слово указывало на принадлежность сыновей Иакова к чужой народности и символично отделяло их от местного населения Тем не менее сегодня трудно сказать, насколько емким было в то время понятие "еврей"
II
Со временем слово "еврей" приобрело более конкретное значение Им стали называть исключит израильтян - для противопоставления их другим народам и людям неизраил происхождения Египтяне их также называли Е (Исх 1:15 и след,19; 2:6 и след,11,13)Моисей подчеркнуто говорит фараону о "Боге Евреев" (Исх 3:18; 5:3 и др) Позже, во времена Саула, филистимляне именовали израильтян Е (1Цар 4:6,9; 14:11; 29:3 и др) Когда корабельщики спросили пр Иону, из какого он народа, он ответил им: "Я - еврей" (Иона 1:8 и след) После плена, рассеяния и слияния идумеев с иудеями людям, исповедовавшим иудаизм, часто трудно было доказать свое евр происхождение Именно в это время ап Павел говорит о себе, что он Е (2Кор 11:22; Флп 3:5), подчеркивая тем самым свое еврейское происхождение
III
В ВЗ слово "Е" употребляется также в тех случаях, когда речь идет об освобождении иуд рабов, или при особых обстоят-вах (Исх 21:2; Втор 15:12; Иер 34:9,14) Как израильтяне выделялись среди других народов, так израильтянин-раб занимал особое положение благодаря своей принадлежности к избр народу, к-рую он разделял со своим господином (см Втор 15:15)
IV
Остается нерешенным вопрос о связи хабиру, к-рые упоминаются в различных аккад клинописных текстах (в егип текстах они названы апиру), с библ евреями Словом "хабиру" обозначены иностр наемники, разбойники, а также порабощенные и зависимые слои населения, те оно указывает скорее на социальное положение, чем на принадлежность к к-л этнич группе Заключения, к-рые исходя из этого делают ученые по поводу происхождении слова "Е" в Библии, остаются спорными, тем более, что тождество слов "хабиру" и "еврей" не доказано Впрочем, одно из сообщений в док-тах архива Телль-Амарны (XV в до РХ) дает нек-рые основания для отождествления с израильтянами как минимум тех хабиру, к-рые там упомянуты В частности, призывы о неотложной помощи, адресованные фараону Аменхотепу IV в связи с нападениями хабиру, звучат из Иерусалима в тот период, на к-рый (если принимать раннюю датировку исхода) приходится покорение Ханаана Иисусом Навином Фонетич тождество слов "иври" и "хабиру" спорно, но, однако, присутствие слова "хабиру" во внебибл источниках допускает возможность отождествления хабиру с евреями Тем не менее окончат суждение здесь не вынесено







Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Еврей, Евреи, Еврейский (пришлец) (Быт. XIV, 13) — слова, употребляемые для означения народа еврейского, происшедшего от Авраама. Слово еврей происходит или от патр. Евера, сына Салы, одного из предков Авраама, или от евр. глагола eber (переходить через), что значит "пришелец...
Энциклопедия "Религия"
ЕВРЕЙ (иврит. "[пришелец] с той стороны", "[стоящий] супротив") — лицо, принадлежащее к еврейскому народу и одновременно к еврейской религии, т. е. к иудаизму. В иудейской традиции слово "Е." является синонимом слова йеѓуди — "иудей" (см. ниже). Различие между двумя...

Поделиться:

Реклама