Еврей - это...
I
В Быт 10:21 сын Ноя Сим назван отцом "всех сынов Евера", своего потомка в третьем поколении Согл библ родословиям (Быт 11:10-26; 1Пар 1:19-27), к сыновьям Евера относятся все потомки Иоктана и Фалека, от к-рого происходит Авраам, первый человек, названный в Библии Е (Быт 14:13) Помня о том, что Е Авраам - один из "сынов Еверовых", отметим, однако, что есть и другое истолкование этого слова, встречающееся в Септуагинте: слово "еврей" может обозначать и того, кто "перешел", "преступил", кто "происходит с той стороны (Евфрата)", что также совпадает с данными о личности Авраама (см Нав 24:2 и след) В Египте Иосиф и его братья именовались как ивримы, те Е (Быт 39:14,17; 41:12; 43:32), сам Иосиф называет свою родину "землей Евреев" (Быт 40:15) Это слово указывало на принадлежность сыновей Иакова к чужой народности и символично отделяло их от местного населения Тем не менее сегодня трудно сказать, насколько емким было в то время понятие "еврей"
II
Со временем слово "еврей" приобрело более конкретное значение Им стали называть исключит израильтян - для противопоставления их другим народам и людям неизраил происхождения Египтяне их также называли Е (Исх 1:15 и след,19; 2:6 и след,11,13)Моисей подчеркнуто говорит фараону о "Боге Евреев" (Исх 3:18; 5:3 и др) Позже, во времена Саула, филистимляне именовали израильтян Е (1Цар 4:6,9; 14:11; 29:3 и др) Когда корабельщики спросили пр Иону, из какого он народа, он ответил им: "Я - еврей" (Иона 1:8 и след) После плена, рассеяния и слияния идумеев с иудеями людям, исповедовавшим иудаизм, часто трудно было доказать свое евр происхождение Именно в это время ап Павел говорит о себе, что он Е (2Кор 11:22; Флп 3:5), подчеркивая тем самым свое еврейское происхождение
III
В ВЗ слово "Е" употребляется также в тех случаях, когда речь идет об освобождении иуд рабов, или при особых обстоят-вах (Исх 21:2; Втор 15:12; Иер 34:9,14) Как израильтяне выделялись среди других народов, так израильтянин-раб занимал особое положение благодаря своей принадлежности к избр народу, к-рую он разделял со своим господином (см Втор 15:15)
IV
Остается нерешенным вопрос о связи хабиру, к-рые упоминаются в различных аккад клинописных текстах (в егип текстах они названы апиру), с библ евреями Словом "хабиру" обозначены иностр наемники, разбойники, а также порабощенные и зависимые слои населения, те оно указывает скорее на социальное положение, чем на принадлежность к к-л этнич группе Заключения, к-рые исходя из этого делают ученые по поводу происхождении слова "Е" в Библии, остаются спорными, тем более, что тождество слов "хабиру" и "еврей" не доказано Впрочем, одно из сообщений в док-тах архива Телль-Амарны (XV в до РХ) дает нек-рые основания для отождествления с израильтянами как минимум тех хабиру, к-рые там упомянуты В частности, призывы о неотложной помощи, адресованные фараону Аменхотепу IV в связи с нападениями хабиру, звучат из Иерусалима в тот период, на к-рый (если принимать раннюю датировку исхода) приходится покорение Ханаана Иисусом Навином Фонетич тождество слов "иври" и "хабиру" спорно, но, однако, присутствие слова "хабиру" во внебибл источниках допускает возможность отождествления хабиру с евреями Тем не менее окончат суждение здесь не вынесено
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: