Еврей - это...
ЕВРЕЙ (иврит. "[пришелец] с той стороны", "[стоящий] супротив") — лицо, принадлежащее к еврейскому народу и одновременно к еврейской религии, т. е. к иудаизму. В иудейской традиции слово "Е." является синонимом слова йеѓуди — "иудей" (см. ниже). Различие между двумя обозначениями было введено искусственно в европейской (христианской) традиции, в иудейской же, где принадлежность к еврейскому народу (Общине Израиля — Кнесет Йисраэль; см.) определяется не только национальными (точнее, не только этническими), но, прежде всего, религиозными соображениями (следованием религиозным предписаниям), национальный и конфессиональный компоненты не различаются. Обозначение иври, к которому через византийское эврэос и древнегреческое эбрайос (ebraios) восходит русское название "Е.", является древнейшим именованием праотцев еврейского народа и соответственно их потомков — иврим ("евреев"), зафиксированное Торой (см.; Быт 14:13; 39:14, 17; 41:12; Исх 2:11; Втор 15:12). Впервые Е. назван Авраам, и именно после того, как он, будучи арамеянином по происхождению, откликнулся на призыв Бога, свершил трудный путь из Северной Месопотамии (из Харрана) в Ханаан — Землю Обетованную и поселился там (Быт 14:13). Тем самым изначально задается особый религиозно-этический смысл понятия "Е.": тот, кто идет путями Единого Бога, кто заключил с Ним Союз (см. Берит), кто выполняет Его заповеди; в этом определении сливаются национальные и универсальные смыслы. После вторичного прихода евреев в Ханаан после Исхода из Египта (13 в. до н. э.), первоначальное именование вытеснилось новым — йисраэли (исраэли), т. е. "исраэлит", "израильтянин", ибо весь народ принял именование Йисраэль [см.] (Израиль) — по второму имени праотца Йаакова [см.] (Иакова). Термин "Е." в этот период употребляется достаточно редко и, вероятно, тогда, когда израильтянин представлялся язычникам (Иона 1:9). В древнейший библейский период Е. являлся всякий, кто принадлежал к национально-религиозному сообществу Израиля, вне зависимости от того, происходил ли он от одного из колен Израилевых.
Ситуация изменилась после гибели Северного Израильского царства, угона в Вавилонский плен жителей Иудейского царства, а затем их возвращения из плена (538 до н. э.; см. подробнее Танах). Во-первых, все больше входит в обиход именование йеѓудим (мн. число от йеѓуди), которое первоначально относилось к евреям из колена Йеѓуды [см.] (Иуды), затем — к жителям названного по имени этого колена Иудейского царства, или (в русской традиции) Иудеи, а в послепленную эпоху стало обозначать национально-религиозную принадлежность к еврейскому народу, или народу Израиля, т. е. слово "иудей" стало синонимом слова "Е.", вытеснив, однако, последнее. При этом еще более усилился религиозный аспект в национальной самоидентификации, ибо священник (см. Коѓэн) Эзра (Ездра), опасаясь утраты национально-религиозной аутентичности у Е., вернувшихся из Вавилонии, потребовал у местных Е., желавших сохранить верность монотеизму, а вместе с ним и еврейству, чтобы они развелись с женами-язычницами (Ездр 9—10). Таким образом, отныне принадлежность к народу Израиля (к иудеям, к Е.) определялась, прежде всего, на основании религиозного критерия: община признавала полноправными членами лишь тех, кто выполнял предписания Торы (см. Мицвот). Жесткие меры Эзры позволили отделить еврейскую (иудейскую) общину от маргинальных групп — в частности, от самаритян. Религиозное обособление Е. еще более усилилось гонениями на веру во время насильственной эллинизации со стороны Селевкидов, и в первую очередь Антиоха IV Эпифана, что вылилось в восстание Маккавеев (167 до н. э.; см. Маккавеев Книги, Хашмонаим). При этом произошел полный разрыв между Е., которые были сторонниками эллинизации, и Е., которые сохраняли верность национально-религиозным традициям. Тем не менее те Е., которые жили в диаспоре эллинизированного мира, пользовались греческим языком и сохраняли верность иудаизму, оставались Е. (иудеями) в восприятии тех, кто жил в Эрец-Йисраэль. В эпоху эллинизма, благодаря тесным контактам Е. диаспоры с язычниками, появляется довольно большое количество прозелитов (см. Гер, Гиюр), к которым в иудаизме всегда было бережное и почтительное отношение (см., например, Рут). Но наиболее характерным признаком этого периода было большое количество сочувствующих иудаизму, тех, кого именовали по-гречески sebomenoi ("почитатели"). Они признавали основы еврейской веры, в первую очередь монотеизм, но не выполняли все заповеди и предписания иудаизма (к 1 в. их насчитывалось несколько миллионов). С точки зрения еврейской традиции sebomenoi не были Е., в то время как Е., принимавшие в это время христианство, все еще считались Е. — согласно правилу, которое будет позднее зафиксировано в Талмуде: "Еврей, даже согрешив, остается евреем" (Санѓедрин 44а). Расхождение между иудаизмом и христианством началось постепенно после реформ апостола Павла (см.; см. также Танах), затем разрыв усилился в 66, когда в начале антиримского восстания иудеохристиане покинули Иерусалим и поселились в Пеллу. Затем римские власти признали христианство самостоятельной религией, а император Нерва (96—98) освободил Е., принявших христианство, от уплаты специального налога, взимавшегося только с Е., — fiscus judaicus. Размежевание стало окончательным после поражения восстания Бар-Кохбы [см.] (132—135), когда руководителями существовавших христианских общин окончательно стали бывшие язычники, принявшие христианство.
На протяжении всего постбиблейского периода (вплоть до нынешнего дня) в иудаизме действовал и действует принцип, гласящий, что Е., родившийся Е., не может перестать им быть (т. е. не может перестать быть иудеем, равно как и частью народа Израиля), даже если он не соблюдает все предписания Торы и Талмуда (исключения — те случаи, когда Е. открыто и по убеждению принял другую веру); однако любой человек, независимо от происхождения, может стать Е., членом национально-религиозного сообщества Израиля (не государства, но народа Израиля — всемирной религиозной еврейской общины). Следует подчеркнуть, что еврейство в этом религиозно-метафизическом аспекте рассматривается и как абсолютно полноценная национальная принадлежность к потомкам Авраама. Действие этого принципа подтверждается всегдашней и сегодняшней полиэтничностью народа Израиля, в который входят представители всех рас и самых разнообразных этнических и этнолингвистических групп. Все они, несмотря на этнические различия, объединены общностью религии, духовного наследия и национального самосознания.
В нынешний момент среди ивритоязычных Е. наиболее принято обозначение йеѓудим, понимаемое равно и как "иудеи", и как "евреи". Среди русскоязычных Е. диаспоры принято самоназвание "Е." (равно как и в Западной Европе — восходящие к латинскому hebraeus — от формы иври — итал. ebreo, исп. hebreo, англ. Hebrew, нем. Hebraer, франц. Hebreu и т. д., откуда и белорусское габрэй, гебрай, а также под влиянием русской формы — яўрэй), и, прежде всего, потому, что искаженные европейские именования от формы йеѓуди — через посредство греч. iudaios и лат. judaeus — бытовали изначально как оскорбительные (особенно в Восточной Европе): нем. Jude, англ. Jew, франц. Juif, польск. zyd, русск. жид, бел. жыд.
См. также Иудеи, Йеѓуда, Йисраэль.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: