Еврей - это...

ЕВРЕЙ (иврит. "[пришелец] с той стороны", "[стоящий] супротив") — лицо, принадлежащее к еврейскому народу и одновременно к еврейской религии, т. е. к иудаизму. В иудейской традиции слово "Е." является синонимом слова йеѓуди — "иудей" (см. ниже). Различие между двумя обозначениями было введено искусственно в европейской (христианской) традиции, в иудейской же, где принадлежность к еврейскому народу (Общине Израиля — Кнесет Йисраэль; см.) определяется не только национальными (точнее, не только этническими), но, прежде всего, религиозными соображениями (следованием религиозным предписаниям), национальный и конфессиональный компоненты не различаются. Обозначение иври, к которому через византийское эврэос и древнегреческое эбрайос (ebraios) восходит русское название "Е.", является древнейшим именованием праотцев еврейского народа и соответственно их потомков — иврим ("евреев"), зафиксированное Торой (см.; Быт 14:13; 39:14, 17; 41:12; Исх 2:11; Втор 15:12). Впервые Е. назван Авраам, и именно после того, как он, будучи арамеянином по происхождению, откликнулся на призыв Бога, свершил трудный путь из Северной Месопотамии (из Харрана) в Ханаан — Землю Обетованную и поселился там (Быт 14:13). Тем самым изначально задается особый религиозно-этический смысл понятия "Е.": тот, кто идет путями Единого Бога, кто заключил с Ним Союз (см. Берит), кто выполняет Его заповеди; в этом определении сливаются национальные и универсальные смыслы. После вторичного прихода евреев в Ханаан после Исхода из Египта (13 в. до н. э.), первоначальное именование вытеснилось новым — йисраэли (исраэли), т. е. "исраэлит", "израильтянин", ибо весь народ принял именование Йисраэль [см.] (Израиль) — по второму имени праотца Йаакова [см.] (Иакова). Термин "Е." в этот период употребляется достаточно редко и, вероятно, тогда, когда израильтянин представлялся язычникам (Иона 1:9). В древнейший библейский период Е. являлся всякий, кто принадлежал к национально-религиозному сообществу Израиля, вне зависимости от того, происходил ли он от одного из колен Израилевых.

Ситуация изменилась после гибели Северного Израильского царства, угона в Вавилонский плен жителей Иудейского царства, а затем их возвращения из плена (538 до н. э.; см. подробнее Танах). Во-первых, все больше входит в обиход именование йеѓудим (мн. число от йеѓуди), которое первоначально относилось к евреям из колена Йеѓуды [см.] (Иуды), затем — к жителям названного по имени этого колена Иудейского царства, или (в русской традиции) Иудеи, а в послепленную эпоху стало обозначать национально-религиозную принадлежность к еврейскому народу, или народу Израиля, т. е. слово "иудей" стало синонимом слова "Е.", вытеснив, однако, последнее. При этом еще более усилился религиозный аспект в национальной самоидентификации, ибо священник (см. Коѓэн) Эзра (Ездра), опасаясь утраты национально-религиозной аутентичности у Е., вернувшихся из Вавилонии, потребовал у местных Е., желавших сохранить верность монотеизму, а вместе с ним и еврейству, чтобы они развелись с женами-язычницами (Ездр 9—10). Таким образом, отныне принадлежность к народу Израиля (к иудеям, к Е.) определялась, прежде всего, на основании религиозного критерия: община признавала полноправными членами лишь тех, кто выполнял предписания Торы (см. Мицвот). Жесткие меры Эзры позволили отделить еврейскую (иудейскую) общину от маргинальных групп — в частности, от самаритян. Религиозное обособление Е. еще более усилилось гонениями на веру во время насильственной эллинизации со стороны Селевкидов, и в первую очередь Антиоха IV Эпифана, что вылилось в восстание Маккавеев (167 до н. э.; см. Маккавеев Книги, Хашмонаим). При этом произошел полный разрыв между Е., которые были сторонниками эллинизации, и Е., которые сохраняли верность национально-религиозным традициям. Тем не менее те Е., которые жили в диаспоре эллинизированного мира, пользовались греческим языком и сохраняли верность иудаизму, оставались Е. (иудеями) в восприятии тех, кто жил в Эрец-Йисраэль. В эпоху эллинизма, благодаря тесным контактам Е. диаспоры с язычниками, появляется довольно большое количество прозелитов (см. Гер, Гиюр), к которым в иудаизме всегда было бережное и почтительное отношение (см., например, Рут). Но наиболее характерным признаком этого периода было большое количество сочувствующих иудаизму, тех, кого именовали по-гречески sebomenoi ("почитатели"). Они признавали основы еврейской веры, в первую очередь монотеизм, но не выполняли все заповеди и предписания иудаизма (к 1 в. их насчитывалось несколько миллионов). С точки зрения еврейской традиции sebomenoi не были Е., в то время как Е., принимавшие в это время христианство, все еще считались Е. — согласно правилу, которое будет позднее зафиксировано в Талмуде: "Еврей, даже согрешив, остается евреем" (Санѓедрин 44а). Расхождение между иудаизмом и христианством началось постепенно после реформ апостола Павла (см.; см. также Танах), затем разрыв усилился в 66, когда в начале антиримского восстания иудеохристиане покинули Иерусалим и поселились в Пеллу. Затем римские власти признали христианство самостоятельной религией, а император Нерва (96—98) освободил Е., принявших христианство, от уплаты специального налога, взимавшегося только с Е., — fiscus judaicus. Размежевание стало окончательным после поражения восстания Бар-Кохбы [см.] (132—135), когда руководителями существовавших христианских общин окончательно стали бывшие язычники, принявшие христианство.

На протяжении всего постбиблейского периода (вплоть до нынешнего дня) в иудаизме действовал и действует принцип, гласящий, что Е., родившийся Е., не может перестать им быть (т. е. не может перестать быть иудеем, равно как и частью народа Израиля), даже если он не соблюдает все предписания Торы и Талмуда (исключения — те случаи, когда Е. открыто и по убеждению принял другую веру); однако любой человек, независимо от происхождения, может стать Е., членом национально-религиозного сообщества Израиля (не государства, но народа Израиля — всемирной религиозной еврейской общины). Следует подчеркнуть, что еврейство в этом религиозно-метафизическом аспекте рассматривается и как абсолютно полноценная национальная принадлежность к потомкам Авраама. Действие этого принципа подтверждается всегдашней и сегодняшней полиэтничностью народа Израиля, в который входят представители всех рас и самых разнообразных этнических и этнолингвистических групп. Все они, несмотря на этнические различия, объединены общностью религии, духовного наследия и национального самосознания.

В нынешний момент среди ивритоязычных Е. наиболее принято обозначение йеѓудим, понимаемое равно и как "иудеи", и как "евреи". Среди русскоязычных Е. диаспоры принято самоназвание "Е." (равно как и в Западной Европе — восходящие к латинскому hebraeus — от формы иври — итал. ebreo, исп. hebreo, англ. Hebrew, нем. Hebraer, франц. Hebreu и т. д., откуда и белорусское габрэй, гебрай, а также под влиянием русской формы — яўрэй), и, прежде всего, потому, что искаженные европейские именования от формы йеѓуди — через посредство греч. iudaios и лат. judaeus — бытовали изначально как оскорбительные (особенно в Восточной Европе): нем. Jude, англ. Jew, франц. Juif, польск. zyd, русск. жид, бел. жыд.

См. также Иудеи, Йеѓуда, Йисраэль.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Еврей, Евреи, Еврейский (пришлец) (Быт. XIV, 13) — слова, употребляемые для означения народа еврейского, происшедшего от Авраама. Слово еврей происходит или от патр. Евера, сына Салы, одного из предков Авраама, или от евр. глагола eber (переходить через), что значит "пришелец...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IВ Быт 10:21 сын Ноя Сим назван отцом "всех сынов Евера", своего потомка в третьем поколении Согл библ родословиям (Быт 11:10-26; 1Пар 1:19-27), к сыновьям Евера относятся все потомки Иоктана и Фалека, от к-рого происходит Авраам, первый человек, названный в Библии Е (Быт 14:13...

Поделиться:

Реклама