Евангелист - это...

ЕВАНГЕЛИСТ, Евангелисты (от греч. "благовестие", "благовестник") — в христианстве — автор каждого из четырех канонических Евангелий; соответственно, в христианской традиции признаны четыре Е. — Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Точнее, авторство Е. особого рода, не претендующее на индивидуальное авторство в современном смысле слова, но ставящее целью донести весть об Иисусе Христе и Его учении; оно обозначено специфической формулой "Евангелие от...", что значит "Евангелие, скрепленное авторитетом такого-то", "воспринятое из уст такого-то" (см. подробнее Евангелие). В эпоху раннего христианства слово "Е." понималось более широко: Е. считались все, кто проповедовал евангельские истины, нес слово Божье иудеям (см.; см. также Еврей) и языческим народам, стремясь обратить их в последователей Иисуса Христа; как предполагают, в Раннехристианской Церкви существовала даже должность Е., проповедующего Евангелие. Подобное расширенное значение слова "Е." вновь появилось и сохраняется до сих пор в протестантстве. Как писал А. П. Лопухин, "среди протестантских народов сохранилось такое употребление слова: оно прилагается у них к миссионерам и ко всем вообще лицам, которые стремятся возродить общество проповедью учения Христова, заключающегося в Евангелиях".

Со 2 в. с Е. связалась особая символика, восходящая к ветхозаветной (см. Ветхий Завет, см. также Танах) Книге пророка Йехезкеля, или Иезекииля, и по-своему интерпретированная в Апокалипсисе (Откровении) Иоанна Богослова (см. Апокалипсис, Иоанн Богослов, Откровение). В таинственном "Видении Иезекииля" (Иез 1) — видении Меркавы — Небесной Колесницы, являющейся Престолом Славы Божьей, — предстают четыре фантастических животных с четырьмя лицами и четырьмя крылами у каждого (о различных интерпретациях фрагмента см. подробнее Йехезкель). При этом о лицах символических животных сказано: "Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны — лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех" (Иез 1:10); при этом человеческое лицо интерпретируется христианской традицией как лик ангела. В Апокалипсисе Иоанна Богослова указывается, что первое животное было подобно льву, второе — тельцу, третье имело человеческий лик, а четвертое было "подобно орлу летящему" (Откр 4:7). Лица в том порядке, в каком они указаны у Иезекииля, были соотнесены с четырьмя Е. — в порядке следования Евангелий в каноне — и стали изображаться в христианской иконографии (см. Иконы). Впервые такое изображение зафиксировано на мозаике в церкви св. Пуденцианы в Риме (начало 5 в.). Постепенно выработался определенный иконографический канон: если символы четырех Е. изображались в один ряд, то художники придерживались порядка Евангелий в составе Нового Завета, т. е. изображали последовательно ангела, льва, тельца (быка) и орла; если же символы помещались в четырех углах иконы, фрески, картины, миниатюры, то в верхнем ряду слева изображался ангел, справа — орел (как символы небесных сфер), а в нижнем ряду слева — лев, справа — телец (как символы земного мира). Далее в эпоху Средневековья в четырех животных и их ликах увидели символику, связанную с самим Иисусом Христом: являясь человеком во всей полноте и одновременно неся в Себе всю полноту духовной природы (ангел), Он был принесен в жертву как жертвенное животное (телец), затем восстал подобно льву и вознесся на небо подобно орлу.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия Брокгауза
1) слово "Е" происходит от греч эуангелидзоменос, "благовествующий" - так в Септуагинте передано соотв евр слово, к-рое обозначает посланника, приносящего весть о воен победе (ср 1Цар 31:9) ; 2) при перечислении церк служений (Еф 4:11; см Должность, I,Б,1) Е идут вслед за...

Поделиться:

Реклама