Джемс (james) Уильям - это...

(1.11.1842, Нью-Йорк - 16.08.1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир) - американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма. Биография. Образование по медицине, физиологии и естественным наукам получил в Гарвардском университете. В Германии занимался под руководством Г.Гельмгольца, Вирхова. С 1872 г. - ассистент, с 1885 по 1889 г. - профессор философии Гарвардского университета, с 1889 по 1907 г. - профессор психологии. Читал гостевые лекции по психологии, религии и философии в различных университетах США и Англии. В 1892 г. организовал совместно с Г.Мюнстербергом первую в США лабораторию прикладной психологии в Гарвардском университете. Исследования. Выступал с критикой ассоциативной психологии. Не являясь экспериментатором, выдвинул множество важных идей в области психологии. Рассматривал сознание как недифференцированный поток непосредственных ощущений и впечатлений, возникающих на основе непрерывных нервных возбуждений ("поток сознания"), в плане его приспособительных функций. В центре его философской системы была помещена личность с ее переживаниями и интересами. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В "эмпирическом Я" (личности) им были выделены: 1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.; 2. Социальная личность как форма признания в индивиде личности со стороны других людей; 3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., в которой центром является чувство активности Я. В его концепции "воли к вере" постулируется, что индивид, при отсутствии рационального знания, имеет право на веру, если она соответствует его эмоциональной природе и обеспечивает душевное равновесие. Джемс является автором периферической теории эмоции, которую независимо от него обосновал К.Г.Ланге. Оказал существенное влияние на исследования психологов Чикагской школы, в которую входили Дж.Дьюи, Дж.Энджелл, Дж.Г.Мид. Был в дружеских взаимоотношениях с Г.Мюнстербергом и К.Штумпфом. Сочинения. The Principles of Psychology. V. 1-2, N.Y., 1890; The Meaning of Fruth. N.Y., 1909; Многообразие религиозного опыта. М., 1910; Прагматизм. СПб., 1910; Some problems of philosophy. N.Y., 1911; Essays in radical empiricism. N.Y., 1912; Научные основы психологии. СПб., 1912; Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. Вып. 4, СПб., 1913


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(1842—1910) — амер. психолог и философ, основоположник прагматизма. Окончил медицинскую школу Гарвардского унта (1869), учился в Германии, с 1873 — преподаватель анатомии и физиологии Гарвардского ун-та, там же проф. философии (с 1885) и психологии (с 1889). Первой работой,...

Поделиться:

Реклама