Другой - это...
ДРУГОЙ - понятие философии 20 в, фиксирующее некоторый опыт встречи Я с подобной ему сущностью, представляющей, тем не менее, Иное по отношению к Я Развитие понятия Д в неклассической философии - свидетельство отхода мыслящего субъекта с позиции солипсизма Понятие Д разрабатывалось прежде всего в феноменологии и диало-гизме В диалогизме Д осмысляется как Ты, появление которого возвращает подлинное бытие или преображает в лучшую сторону бытие Я Для Ф Эбнера принятие Ты означает одновременно признание онтологической укорененности Я и Д и вступление в мир подлинных духовных сущностей Но в конечном счете любое Ты и даже Я - экспликация Бога, поэтому, в сущности, речь идет об одном диалоге, в котором Бог воспринимает себя в качестве различных Я и выстраивает словесные отношения между ними М Бубер рассматривает Ты как особое видение - различных вещей, людей, духовных сущностей, в котором внимание обращается на бесконечность духовных возможностей в отношении к Я Этому противостоит неподлинное познавательное отношение (Я - Оно), в котором внимание акцентируется на объекте-среди-подобных и его специфике В феноменологии тема Д впервые выходит на передний план в "Пятой картезианской медитации" Гуссерля Для Гуссерля это - проблема чисто познавательная - как в опыте Я появляется нечто Чуждое (как конституируется "другое Я" как таковое) Д конституируется в Я по аналогии ("соединения в пару") с опытом бытия Я Ряд тел, которые я нахожу в опыте, дают основания для предположения, что они являются плотью, подобной моей Но постижение Д как плоти заставляет меня подойти к себе как к телу-среди-других-тел ("Я" выстраивает Д как "Я-Там-как-Здесь" и себя как Д одновременно) Возможность выстраивания Других - бесконечный горизонт идеального сообщества Другие "Я" (монады, которые входят в состав интер-монадического сообщества) по-разному выстраивают мир, который может в результате рассматриваться как один-для-всех-тут-сущий (инвариант представлений монад) Это делает значимым опыт любого Д для "Я" (интерсубъективность) Сартр рассматривает понятие Д в социальном ключе Д в качестве "Смотрящего-на-меня" - источник существенного модуса "Я" - "Бытия-для-Д" "Я" пытается осуществить полноту своего бытия через Д, Д претендует на это же, что и служит источником постоянного конфликта, проходящего через все возможные типы отношений между людьми Для Э Левинаса (избегающего тотали-зирующего логического дискурса прежней философии) вопрос Д поднимается в этическом ключе - как "Я" ограничивает свою свободу перед лицом Д как Бесконечности Тем самым он как бы синтезирует феноменологию и диалогизм (см также: Я)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: