Дева - это...

(др.-инд. devá, «бог», собств. «небесный», от div-, «сиять»), в древнеиндийской мифологии класс богов; обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам: небесные - Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные (воздушное пространство) - Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришваи, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас; земные - Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др. Иногда класс богов членят на группы: васу (8), рудры (11), адитьи (12), противопоставленные по тому же принципу, и к ним добавляют ещё два божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати - в разных сочетаниях). В умозрительных системах упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых - установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так, в «Брихадараньяка-упанишаде» (III 9, 1-5) васу - огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды; рудры - 10 органов жизнедеятельности и мировой дух Атман; адитьи - 12 месяцев года. Особый вид объединения богов уже в «Ригведе» - Вишведева, т. е. «все-боги» - весь пантеон с некоторыми расширениями, - представляемые как единое целое. Иногда конкретные характеристики богов, составляющих «все-боги», оказываются в более или менее случайном распределении. В класс богов входят также персонифицированные абстрактные понятия (см. в ст. Ведийская мифология), которые, видимо, могли относительно свободно включаться в древнеиндийский пантеон. Своё особое значение Д. (боги) получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим колдовской силой (maya). В ведийский период (особенно в «Ригведе») к асурам относили и ряд Д. - адитьев, Индру, Агни и др. Но уже в «Атхарваведе» боги-девы более не назывались асурами; последнее название было закреплено за демонами; боги же, или девы, напротив, иногда именовались сурами (sura-) (ср. упанишады), что даёт основание понимать слово «асуры» как «небоги». Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов (Д.) асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур. Понятие Д. и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов [ср. авест. daçva-, лат. deus (и dîvus), др.-ирл. dia, др.-герм. teiwa, др.-исл. tivar, прус. deiws, литов. dievas, рус. Див и др.].
в. н. топоров.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. небесный бог), класс богов, насчитывающий 33 бога. Однако в текстах можно найти упоминание о 333, 3306, 3339 богах, которые распределены по трем космическим сферам: небесной, воздушной (пространственной) и земной. По другим источникам, все три сферы, или плана,...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ДЕВА — символ целомудренной чистоты и невинности. Часто использовалась в качестве знака души. У древних египтян ее образ связывался с богиней плодородия Исидой. У древних греков девственной почиталась богиня охоты Артемида. Она, согласно мифу, упросила Зевса дать ей право...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ДЕВА — зодиакальный знак, охватывающий календарный период с 22 августа по 22 сентября. Изображается в виде девушки. Управляется планетой Меркурий. Анатомическое соответствие — желудок, бока, мускулы. Характеризуется следующими качествами: земной, холодный, сухой, меланхолический...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IНезамужняя девушка Согласно закону, совративший Д должен был жениться на ней (Исх 22:16,17) и не имел права расторгнуть брак с нею (Втор 22:28,29) Обрученная Д, уличенная в прелюбодеянии, наказывалась смертью (ст 22-24); если же Д, подвергшись насилию, не могла позвать на...
Словарь символов
См. Зодиак.

Поделиться:

Реклама