Бытие - это...
БЫТИЕ, Книга Бытия — первая книга канона еврейской Библии, или Танаха, а также христианской Библии, точнее — Ветхого Завета. Название "Б." — перевод названия, данного книге в Септуагинте еврейскими переводчиками, толкователями Писания, в связи с ее содержанием: Genesis — Рождение, Происхождение, а именно: происхождение мира (первая глава); происхождение человека (вторая глава); история допотопного и послепотопного человечества до патриарха Авраама [см.] (4—11 главы); начало истории еврейского народа в истории его патриархов (см. Тора) Авраама (12—25 главы), Исаака, (26—35 главы) и Иакова (37—50 главы); оканчивается Б. повествованием о смерти Иакова и его сына Иосифа в Египте (см. Тора). В еврейской Библии Книга Б. называется по первому слову текста — Берешит ("В-Начале").
Б. составляет одно целое с книгами Исход, Левит, Числа и Второзаконие, образующими Пятикнижие Моисеево, или Тору, и служит для нее введением, объясняя происхождение еврейского народа, или народа Израиля, его путь к Завету (см. Берит) с Единым Богом и заключение Вечного Союза (Завета) через посредство пророка Моисея (см. Моше).
Согласно А. П. Рождественскому, Б. естественно разделяется на две части: в первых одиннадцати главах излагаются первоначальные судьбы рода человеческого до того времени, пока Бог избрал одного человека, Авраама, чтобы в его семени благословились все племена земные; в следующих тридцати девяти (12—50) главах рассказывается история избранного Богом человека и его потомства до того времени, пока оно, переселившись в Египет по изволению Божьему, из семьи стало вырастать в великий народ; первая часть обнимает собою первобытный период истории человечества, вторая — патриархальный. В каждой из этих частей можно заметить по пять подразделений, обозначаемых в самой книге словом "толедот" — "роды, поколения". Словом этим называются, прежде всего, родословные списки, содержащие перечисление различных поколений, происшедших от одного общего родоначальника: напр., "сия племена сынов Ноевых по родам их" — здесь словом "толедот" названы перечисленные ранее роды, происшедшие от сынов Ноевых (Быт 10:32). Но так как родословные списки составляют начало и главное содержание древней восточной истории, то "родословие" ("толедот") стало означать и "историю рода" или вообще "историю". В этом последнем смысле "толедот" употребляется и в Книге Б.: например, слова "сие же толедот Иакова" (Быт 37:2) означают не "родословие Иакова", так как далее нет перечисления его потомков, а "историю Иакова", которая и излагается в следующих главах; тот же смысл имеют и слова "сие толедот неба и земли" (Быт 2:4), и здесь толедот означает историю, или происхождение, неба и земли. Десять частей Книги Б., отмеченных словами "толедот", не равны между собою: одни содержат только несколько стихов, другие — несколько глав. Таковы "роды", или история 1) "неба и земли" (гл. 1—4); 2) Адама (5:1—6:8); 3) Ноя (6:9—9:29); 4) сыновей Ноя (10:1—11:9); 5) Сима (11:10—26); во второй части: 6) Фарры (11:27—25:11); 7) Измаила (25:12—18); 8) Исаака (25:19—35:29); 9) Исава (36); 10) Иакова (37—50). Нельзя думать, что эти десять "родов" отмечены в Книге Б. случайно; напротив, нужно полагать, что составитель сам наметил в своей книге десять подразделений, чтобы этим символическим числом совершенства указать на полную законченность своего повествования о первоначальных судьбах рода человеческого и избранного народа. Главная цель Книги Б. — представить историю истинного богопочитания на земле, показать, как Господь руководил судьбою избранного им человека с его потомками и готовил к принятию Своих Откровений. См. также Тора.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: