Буддизм - это...
БУДДИЗМ - религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом) Основатель Б - индийский принц Сид-хартха Гаутама - Будда Краеугольный камень Б - вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ Буддийские Соборы в Раджатрихе (ок 477 до нэ) и при императоре Ашоке (253 до нэ) не привели к объединению В начале 1 в образуются две основные ветви Б: Хинаяна ("малая колесница") и Махаяна ("большая колесница") Возникнув в северо-восточной Индии, Б распространяется по всей Индии, Китаю, Тибету, Юго-Западной Азии, Японии, Монголии и др Особого расцвета достигает в 3-1 вв до нэ, 1-4, 8-9 вв В Индии Б постепенно вытесняется возрождающимся брахманизмом (индуизм) и к 12 в практически теряет свое значение В настоящее время существует около 400 млн буддистов-мирян и 1 млн монахов и монахинь Философия Б создана на основе ведийских текстов Учение Будды явилось серьезной попыткой реформировать брахманизм, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей и построения общин (сангх) Толкования учения Будды его последователями привели к дифференциации Б Хинаяна и Махаяна выходят из первоначальной школы Тхеравады ("Учение старейшин") Хинаяна проповедует индивидуальный путь спасения Махаяна указывает на необходимость служения людям Главное отличие Хинаяны от Махаяны в том, что последняя кроме Гаутамы Будды и Майт-рейи признает Иерархию Света, возглавляемую многими Бод-хисаттвами (Бодхи - озарение, пробуждение; "саттва" - сущность) и Тарами (женскими Божествами) Основателем Махаяны на Юго-Западе Индии был Нагарджуна (2 в), на Северо-западе - Асвагоша (Ашвагоша), поэт, драматург, философ (80-150) В 1-5 вв образуются две основные школы Махаяны: мадхьямики (Нагарджуна, Арьядэва (3 в), Васу-бандху (5 в); и йогачары (Асанга (4 в), ученик основателя школы Майтрейянатхи (3-4 вв), буддийские логики Дигна-га (5-6 вв) и Дхармакирти (6-7 вв) Около 5 в возникает особое течение Ваджраяна ("алмазная колесница"), параллельное индийскому тантризму Для философии Ваджраяны характерно стремление к синтезу всех школ Б с учетом практики йоги, почитанием духовного учителя - ламы (отсюда название ламаизм) Именно из этой школы идет и священно охраняется учение о стране духовного благоденствия, где мир духовный сочетается с материальным - Шамбале, о существовании духовного Братства, с которым были связаны все великие Учителя человечества (см труды НК и ЮН Рерихов) Теософская доктрина Блаватской и Учение Агни Йоги представляют собой новые версии предания о Шамбале (т наз русское Беловодье) В Тибете возникают две махаянские школы: Желтых Шапок (Гелугпа) и Красных Шапок (Дуг-па) Основателем и реформатором Гелугпа является учитель Цон-Капа (Цзонхава (1357-1419), автор классического трактата "Лам-рин" ("Степени пути просветления") Дугпа основана учителем Падма-Самбхавой (755-791) Он участвует вместе с философом Шантаракшитой в пропаганде Б в Тибете Среди методов обучения Падма Самбхава применял йогиче-скую практику, магию, теургию Написал комментарий к классическому тексту "Бордо тодол" (Тибетская "Книга мертвых") Наряду с этими школами в Тибете существует самое древнее верование Бонпо, заимствовавшее многое из Б и тантризма В Китае Б приспосабливался к местным учениям Лао-Цзы и развивался в синтетической форме с даосизмом (Чань-Б), в Японии - с синтоизмом (Дзэн-Б) Видным теоретиком и философом современного Б является Судзуки В европейской философии Б и его первоисточники начинают изучаться только с начала 19 в Среди востоковедов России большой вклад в изучение Б внесли ВП Васильев, ИП Минаев, СФ Оль-денбург, ФИ Щербатской, ЮН Рерих Священными текстами и первоисточниками Б являются: "Лалитавистара" (Жизнеописание Будды), "Трипитака" (Типитака-пали) (букв Три корзины) - свод священных книг, содержащих космогонию, правила жизни монахов в сангхе, логику, изречения Будды ("Дхаммапада"), методологию и гносеологию В; "Аб-хидхарма" Васубандху ("Энциклопедия Б"), ряд Сутр, особенно "Праджняпарамита"; Гандкур (108 томов) и Данджур (225 томов) - палийский канон Б литературы и др Основная философско-этическая идея Б связана с Учением о "четырех благородных истинах", преподанных Буддою в первой Бенареской проповеди: 1) существует страдание воплощенного бытия, проистекающее из постоянно возобновляющихся рождений и смертей; 2) причина этих страданий в омраченно-сти, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве; 3) прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения, при котором создаются возможности выхода из кругооборота бытия на земле; 4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на земле, и в приближении к великой истине Существует "восьмеричный путь" к истине: правильные 1) мышление, 2) речь, 3) действие, 4) распознавание, 5) жизнь, 6) труд, 7) воспоминания и самодисциплина, 8) концентрация Мировоззренческая система Б строится на следующих главных категориях и понятиях: дхарма (элемент, Закон), карма (действие), сансара (поток бытия), Нирвана (букв, угасание - состояние Просветленности), нидана (колесо причинно-следственных связей), сангха (община) Космология Б описывает мир, состоящим из трех лок (сфер): камалока (чувственный, реальный мир); рупалока (мир форм, иллюзорный); арупалока (мир без форм, сфера чистого сознания) Одной из важнейших в Б является учение Калачакры ("Колесо Времени") Ее суть во взаимосвязи человека и Вселенной Калачакра существует как учение о циклах (малых 12-летних, годовых - 60-летних, а также космических) Календарное летоисчисление - эзотерическое "Колесо Времени" Эзотерическая доктрина Калачакры связана с сокровенными астрологическими знаниями о периодах эволюции Вселенной и жизни человека Мир в Б представляется бесконечным сочетанием дхарм, элементарных частиц, своего рода, вспышек жизненной энергии Весь мир - "волнение" дхарм Психологическое страдание есть постоянное переживание беспокойства Страдание, равно как и удовлетворение, создают следствия для новых рождений и сочетаний дхарм Если не изменять характера переживаний, то человек не сможет выйти из круга рождений и смертей (сансары) Своими поступками, чувствами, мыслями человек складывает карму (судьбу) Благородная и нравственная жизнь улучшает карму Препятствуют достижению Нирваны 10 оков: иллюзия личности, сомнение, суеверие, телесные страсти, ненависть, привязанность к земле, желание наслаждения и успокоения, гордость, самодовольство, невежество "Из трех видов действий наиболее губительно не слово, не телесный поступок, но мысль" (Изречения Будды Маджхима Пикая) Человек есть комплекс сочетаний скандх, и в то же время - звено между двумя последующими состояниями жизни Освобождение достигается прекращением "волнения" дхарм, те уничтожавшем желаний, страстей, мыслей, всего неотвечающего праведному восьмеричному пути Нирвана - есть состояние абсолютного спокойствия, проникновения в истинную сущность вещей, безгрешность и независимость от внешнего Спокойствие - лишь внешний признак, не выражающий сущности состояния "Нирвана есть качество вмещения всех действий, насыщенность всеобъем-лемости" Именно в состоянии озарения притекают истинные знания Для достижения освобождения в ряде школ Б разработаны специальные методы, методики и процедуры, служащие преобразованию психофизических характеристик личности, ускоряющих ее эволюцию, трансмутирующих несовершенные сцепления дхарм (скадхи) Особое развитие они получили в школах йогачаров, ваджраяны, в которых соединена практика индийской йоги, китайского даосизма, древних магических религий Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине (сангхе) Он выступил против ритуальных форм религиозной жизни, против абстрактно-догматических исканий Начав с отрицания внешней религиозности, Б в ходе исторического развития пришел к ее признанию Будда стал олицетворяться с Универсумом, возникла теория Космического тела Будды В ваджраяне - это понятие Ади-Будды - верховного единого Божества Из буддийской сангхи, трудовой монашеской общины, выросли монастыри, церкви, иерархия священнослужителей Культ Б стал охватывать семейно-бытовую жизнь, праздники, создал систему социальных институтов, позволяющих рассматривать Б как единое религиозное государство со своими регионами - школами и традициями Догматическое восприятие учения Будды привело к социальному расслоению и дифференциации приверженцев религиозных направлений Б оказал сильное влияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции брахманизму Влияние Б на мировую религиозно-философскую мысль огромно Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своими философией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления В 1950 создано всемирное братство буддистов
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: