Буддизм - это...

БУДДИЗМ — религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. — индийский принц Сиддхартха Гаутама — Будда (см. Будда Сиддхартха). Краеугольный камень Б. — вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. Буддийские Соборы в Раджатрихе (ок. 477 до н. э.) и при императоре Ашоке (253 до н. э.) не привели к объединению. В начале 1 в. образуются две основные ветви Б.: Хинаяна ("малая колесница") и Махаяна ("большая колесница").

Возникнув в северо-восточной Индии, Б. распространяется по всей Индии, Китаю, Тибету, Юго-Западной Азии, Японии, Монголии и др. Особого расцвета достигает в 3—1 вв. до н. э., 1—4, 8—9 вв. В Индии Б. постепенно вытесняется возрождающимся брахманизмом (индуизмом — см.) и к 12 в. практически теряет свое значение. В настоящее время существует около 400 млн. буддистов-мирян и 1 млн. монахов и монахинь.

Философия Б. создана на основе ведийских текстов (см. Веды). Учение Будды явилось серьезной попыткой реформировать брахманизм, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей и построения общин (сангх). Толкования учения Будды его последователями привели к дифференциации Б. Хинаяна и Махаяна выходят из первоначальной школы Тхеравады ("Учение старейшин"). Хинаяна проповедует индивидуальный путь спасения. Махаяна указывает на необходимость служения людям. Главное отличие Хинаяны от Махаяны в том, что последняя кроме Гаутамы Будды и Майтрейи признает Иерархию Света, возглавляемую многими Бодхисаттвами ("Бодхи" — озарение, пробуждение; "саттва" — сущность) и Тарами (женскими божествами). Основателем Махаяны на Юго-Западе Индии был Нагарджуна (2 в.), на Северо-Западе — Асвагоша (Ашвагоша), поэт, драматург, философ (80—150). В 1—5 вв. образуются две основные школы Махаяны: мадхьямики — Нагарджуна, Арьядэва (3 в.), Васубандху (5 в.) — и йогачары — Асанга (4 в.), ученик основателя школы Майтрейянатхи (3—4 вв.), буддийские логики Дигнага (5—6 вв.) и Дхармакирти (6—7 вв.). Около 5 в. возникает особое течение Ваджраяна ("алмазная колесница"), параллельное индийскому тантризму. Для философии Ваджраяны характерно стремление к синтезу всех школ Б. с учетом практики йоги, почитанием духовного учителя — ламы (отсюда — ламаизм). Именно из этой школы идет и священно охраняется учение о стране духовного благоденствия, где мир духовный сочетается с материальным — Шамбале, о существовании духовного Братства, с которым были связаны все великие Учителя человечества (см. труды Н. К. и Ю. Н. Рерихов). Теософская доктрина Е. Блаватской и учение Агни Йоги представляют собой новые версии предания о Шамбале (т. н. русское Беловодье). В Тибете возникают две махаянские школы: Желтых шапок (Гелугпа) и Красных шапок (Дугпа). Основателем и реформатором Гелугпа является учитель Цон-Капа (Цзонхава; 1357—1419), автор классического трактата "Лам-рин" ("Степени пути просветления"). Дугпа основана учителем Падма-Самбхавой (755—791). Он участвует вместе с философом Шантаракшитой в пропаганде Б. в Тибете. Среди методов обучения Падма Самбхава применял йогическую практику, магию, теургию. Написал комментарий к классическому тексту "Бордо тодол" (см. Тибетская "Книга мертвых"). Наряду с этими школами в Тибете существует самое древнее верование Бонпо, заимствовавшее многое из Б. и тантризма. В Китае Б. приспосабливался к местным учениям Лао-Цзы и развивался в синтетической форме с даосизмом [Чань-Б. — см. Буддизм Чань (Дзен)], в Японии — с синтоизмом (Дзэн-Б.). Видным теоретиком и философом современного Б. явился Д. Судзуки.

В европейской философии Б. и его первоисточники начинают изучаться только с начала 19 в. Среди востоковедов России большой вклад в изучение Б. внесли В. П. Васильев, И. П. Минаев, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, Ю. Н. Рерих. Священными текстами и первоисточниками Б. являются: "Лалитавистара" ("Жизнеописание Будды"); "Трипитака" ("Типитака-пали"; букв. "Три корзины") — свод священных книг, содержащих космогонию, правила жизни монахов в сангхе, логику, изречения Будды ("Дхаммапада"), методологию и гносеологию Б.; "Абхидхарма" Васубандху ("Энциклопедия Буддизма"), ряд Сутр, особенно "Праджняпарамита"; Гандкур (108 томов) и Данджур (225 томов) — палийский канон литературы Б. и др. Основная философско-этическая идея Б. связана с учением о "четырех благородных истинах", преподанных Буддою в первой Бенареской проповеди: 1) существует страдание воплощенного бытия, проистекающее из постоянно возобновляющихся рождений и смертей; 2) причина этих страданий в омраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве; 3) прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения, при котором создаются возможности выхода из кругооборота бытия на земле; 4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на земле, и в приближении к великой истине. Существует "восьмеричный путь" к истине: правильные 1) мышление, 2) речь, 3) действие, 4) распознавание, 5) жизнь, 6) труд, 7) воспоминания и самодисциплина, 8) концентрация.

Мировоззренческая система Б. строится на следующих главных категориях и понятиях: дхарма, карма, сансара, Нирвана, нидана, сангха. Космология Б. описывает мир, состоящий из трех лок (сфер): камалока (чувственный, реальный мир); рупалока (мир форм, иллюзорный); арупалока (мир без форм, сфера чистого сознания). Одной из важнейших в Б. является учение Калачакры ("Колесо Времени"). Ее суть во взаимосвязи человека и Вселенной. Калачакра существует как учение о циклах (малых — 12-летних, годовых — 60-летних, а также космических). Календарное летоисчисление — эзотерическое "Колесо Времени". Эзотерическая доктрина Калачакры связана с сокровенными астрологическими знаниями о периодах эволюции Вселенной и жизни человека. Мир в Б. представляется бесконечным сочетанием дхарм, элементарных частиц, своего рода вспышек жизненной энергии. Весь мир — "волнение" дхарм. Психологическое страдание есть постоянное переживание беспокойства. Страдание, равно как и удовлетворение, создает следствия для новых рождений и сочетаний дхарм. Если не изменять характера переживаний, то человек не сможет выйти из круга рождений и смертей (сансары). Своими поступками, чувствами, мыслями человек складывает карму (судьбу). Благородная и нравственная жизнь улучшает карму. Препятствуют достижению Нирваны 10 оков: иллюзия личности, сомнение, суеверие, телесные страсти, ненависть, привязанность к земле, желание наслаждения и успокоения, гордость, самодовольство, невежество. "Из трех видов действий наиболее губительно не слово, не телесный поступок, но мысль" (Изречения Будды/Сост. Маджхима Никая). Человек есть комплекс сочетаний скандх, и в то же время — звено между двумя последующими состояниями жизни. Освобождение достигается прекращением "волнения" дхарм, т. е. уничтожением желаний, страстей, мыслей, всего не отвечающего праведному Восьмеричному Пути. Нирвана есть состояние абсолютного спокойствия, проникновения в истинную сущность вещей, безгрешность и независимость от внешнего. Спокойствие — лишь внешний признак, не выражающий сущности состояния. "Нирвана есть качество вмещения всех действий, насыщенность всеобъемлемости". Именно в состоянии озарения притекают истинные знания. Для достижения освобождения в ряде школ Б. разработаны специальные методы, методики и процедуры, служащие преобразованию психофизических характеристик личности, ускоряющих ее эволюцию, трансмутирующих несовершенные сцепления дхарм (скадхи). Особое развитие они получили в школах йогачаров, ваджраяны, в которых соединена практика индийской йоги, китайского даосизма, древних магических религий. Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями.

Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине (сангхе). Он выступил против ритуальных форм религиозной жизни, против абстрактно-догматических исканий. Начав с отрицания внешней религиозности, Б. в ходе исторического развития пришел к ее признанию. Будда стал олицетворяться с Универсумом, возникла теория Космического тела Будды. В Ваджраяне — это понятие Ади-Будды — верховного единого Божества. Из буддийской сангхи, трудовой монашеской общины, выросли монастыри, церкви, иерархия священнослужителей. Культ Б. стал охватывать семейно-бытовую жизнь, праздники, создал систему социальных институтов, позволяющих рассматривать Б. как единое религиозное государство со своими регионами — школами и традициями. Догматическое восприятие учения Будды привело к социальному расслоению и дифференциации приверженцев религиозных направлений.

Б. оказал сильное влияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции брахманизму. Влияние Б. на мировую религиозно-философскую мысль огромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своими философией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления. В 1950 создано Всемирное братство буддистов.

В начале 21 в. в мире насчитывается около 380 млн. приверженцев Б.

В. В. Лобач


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
одна из мировых религий, основанная Буддой в V в. до н.э. В центре буддизма учение о четырех благородных истинах: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая...
Философский словарь
одна из мировых религий. В центре Б. – учение о 4-х благородных истинах: 1.Существует страдание, 2.Его причина, 3.Состояние освобождения и 4.Путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность. Страдание – состояние...
Философский словарь
теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как Северный связан с Тибетом, Китаем и...
Философский словарь
- одна из 3 мир. религий, зародившаяся в Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. и впоследствии распространившаяся в странах Юго-Вост. и Центр. Азии, а также Дальн. Востока. Последователи Б. считают, что он явился результатом проповеди Будды Шакья-Муни. В действительности его появление...
Философский словарь
(от санскр. и палибудда - просветленный или пробужденный) - одна из мировых религий, основанная в VI в. до Р.Х. Гаутамой Буддой в восточной Индии. Распространился в основном на Дальнем Востоке, т.к. был отклонен Индуизмом. Метафизикой не склонен был заниматься в силу...
Философский словарь
- религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI - V вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Согласно родоначальнику этого мировоззрения, Будде (он же Сиддхартха, или Гаутама, Шакьямуни,...
Философский словарь
- религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сидхартха Гаутама - Будда. Краеугольный камень Б. - вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны,...
Словарь индуизма
основанная историческим Буддой в V в. до н. э. духовная традиция, могущая представать и как религия, и как философия. Зародилась на территории нынешнего штата Бихар. Б. сыграл исключительную роль в духовной культуре Индии на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до ухода из нее...
Новейший философский словарь
БУДДИЗМ - религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом) Основатель Б - индийский принц Сид-хартха Гаутама - Будда Краеугольный камень Б - вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны,...
Энциклопедия мифологии
        Во второй половине VI — первой четверти V в. до н. э. возникло еще одно религиозно-философское учение, вступившее в открытое противоборство с ведийским религиозно-мифологическим мышлением и так ярко проявившееся в ведах и эпосе. Оно связано с проповедями религиозного...

Поделиться:

Реклама