Благодать - это...

БЛАГОДАТЬ — в христианстве — 1) свойство Божье, которое в отличие от благости, простирающейся "на всех тварей", и любви, простирающейся вообще на личные духовно-разумные существа, проявляется в отношении к падшему человеку, выражаясь в прощении ему грехов и помиловании, вообще — в спасении; 2) сила Божья, которой совершается спасение человека.

Согласно П. И. Лепорскому, догмат о Б. у древних Отцов Церкви не был предметом тщательного исследования; в подробное раскрытие учения о действиях Б. и ее отношения к свободе они не входили, ограничиваясь тем общим положением, что в деле спасения все совершается действием Б. Божьей, но в то же время ничего не бывает независимо и помимо воли человека. Более подробное раскрытие учение о Б. получило в Церкви Западной, поводом к чему послужило появление в начале 5 в. пелагианства.

Признавая, что человек и после грехопадения сохранил полную свободу самоопределения и потому имел "возможность не грешить", пелагиане отрицали безусловную необходимость Б. для доброделания, а видели в ней только вспомогательное средство, даруемое для того, чтобы человек мог легче исполнять то, что он мог бы сделать и сам по себе, причем под Б. разумели преимущественно содержание Божественного Откровения, в особенности христианского, и отпущение грехов, подаваемое в крещении. В противоположность такому воззрению Августин, утверждая, что после падения грех в человеке стал господствующим началом, что свобода к добру утрачена и на место ее явилась "неизбежность греха", понимал Б. как "силу внутреннюю", которая производит в душе грешника само желание добра независимо от его воли и "помимо всяких заслуг". Августин определял поэтому Б. как "внушение доброй воли" и, поскольку воля определяется познанием и поскольку мотив к доброделанию дается верою, приписывал Б. самое созидание веры как принципа, которым обусловливается все то, что Б. производит в человеке. (Отсюда августиновское: "Все, что не от веры, — грех".) Понятным следствием такого воззрения являлось у Августина то положение, что Б. "действует непреодолимо", побеждает даже и противоборствующую волю человека; а на естественный в этом случае вопрос, почему же веруют и спасаются не все, — прямым и последовательным ответом явилось учение о безусловном предопределении. Протест против крайностей такого учения заявлен был со стороны т. н. полупелагианства. Представители последнего стояли на точке зрения древних Отцов, т. е. допускали в человеке свободу — хотя и ослабленную — творить добро ("благочестивые намерения, благочестивые усилия, попечение о спасении"), принимать или отвергать Б. Сторонники полупелагианства признавали необходимость Божественной Б. как внутренней силы и все дело спасения представляли результатом взаимодействия обеих сил, хотя некоторые из них утверждали, что начало веры зависит только от самого человека, и Б., следовательно, дается в ряду "некоторой заслуги". Дальнейшее развитие учения о Б. на Западе представляет повторение с некоторыми видоизменениями или августиновского воззрения (см. Августин), или пелагианского. В период схоластики тип августиновского учения выразился у Фомы Аквинского, тип пелагианского — у Дунса Скота. По Фоме Аквинскому, человек даже и в первоначальном своем состоянии, а тем более уже в состоянии греховности не может творить добро, достойное вечной жизни. Принципом доброделания, заслуживающего человеку блаженство, является дар "обитающей — освящающей Б.". Хотя получение этого сверхъестественного дара опосредуется волей человека, но само расположение воли к его принятию, в свою очередь, определяется ни чем иным, как внутренним же действием на нее со стороны Бога, так что свобода есть только форма, в которой Бог действует на человека. Последовательно Фома Аквинский допускал и безусловное предопределение. В противоположность этому воззрению Дунс Скот признавал абсолютную свободу воли. Последняя, на его взгляд, является как сам по себе вполне достаточный принцип доброделания, так что человек и "в естественном своем состоянии" может любить Бога более всего. Дунс Скот признает, однако, и "оправдывающую Б." как сверхъестественную силу. Но в этой последней он не усматривает даже и того значения вспомогательного для свободы средства, какое придавали Б. пелагиане. Все ее значение полагается лишь в том, что она сообщает действиям человека характер заслуг, делает поведение человека богоугодным; действие ее, следовательно, чисто внешнее, и нужна она лишь постольку, поскольку поступки и действия человека ставятся в отношение к Богу. Это воззрение преобладало до конца схоластики. В Новое время воззрение блаженного Августина было усвоено протестантством, в более резкой форме — реформатством, признающим безусловное предопределение, в более смягченной — лютеранством. По учению М. Лютера, в человеке после грехопадения не осталось и частицы духовных сил, потребных для совершения "правды духовной". Поэтому человек решительно ничего не может сделать для своего обращения — ни приготовить себя к Б., ни содействовать Б., ни даже самодеятельно принять ее. Его отношение к Б. может быть только чисто пассивным. Тем не менее Б., по Лютеру, "может быть отвергнута", и если человек отвергает ее, то вина падает на него самого (Лепорский усматривает в этом интеллектуальном ходе "непоследовательность, допускаемую с целью взбежать вывода о безусловном предопределении"). В 19 в. почти все лютеранские богословы (напр., Меланхтон — см.) допускают синергизм Б. и свободы в момент обращения.

Согласно Лепорскому, учение Православной Церкви в более частных чертах, хотя не вполне определенно, излагается в "Послании восточных патриархов". Последнее различает два вида евангельской Б.: а) Б. "предваряющую — просвещающую" и б) Б. особенную — "оправдывающую". Дарование первой не зависит ни от каких заслуг со стороны человека и потому ей приписывается в послании характер "всеобщности": она "путеводит всех". Эта всеобщность предваряющей Б. должна быть понимаема в смысле неограниченности ее дарования одними только предопределенными ко спасению людьми.

Лепорский акцентирует в этом контексте возможную доступность "предваряющей" Б. для всех людей: "возможную, но не фактическую, в том смысле, что: 1) не всем людям приводится слышать слово Христова Благовестия, поскольку распространение Евангелия имеет свою историю; 2) не все пользуются ею, поскольку действие ее обусловливается свободой тех, кому она предлагается (через слово Благовестия о Христе). Действие "предваряющей" Б., по учению "Послания", заключается в том, что она "доставляет человеку познание Божественной истины" и указывает "повеления, необходимо нужные для спасения" (или, как в другом месте: "учит делать добро, угодное Богу").

Действие же Б. особенной, по Лепорскому, в том, что она, "содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя верующих в любви Божией, оправдывает их и делает предопределенными". Иными словами — и точнее — действие той и другой Б. можно определить таким образом: действие первой, совершающееся через орудие Слова Божьего (евангельской проповеди), состоит в образовании покаянных движений в душе грешника, совокупность которых составляет то, что называется обращением; действие второй, орудием которой служат таинства, заключается: а) в оправдании человека как действительном внутреннем очищении его от грехов и б) в освящении как искоренении всех греховных навыков и склонностей и возведении верующего на высшую ступень нравственного совершенства.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
1. Божественная сила, обеспечивающая человеку спасение от греха и духовное просветление, позволяющее постигнуть суть бытия. Передатчиками благодати считаются святые, священнослужители и духовные учителя однако в ряде мистических учений встречается тезис о том, что человек...
Библейская энциклопедия
Благодать (I Тим. I, 2). — В богословском смысле это слово обыкновенно означает благий дар Божий, подаваемый человеку туне, единственно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека; иногда же оно означает Божественное влияние и последствия оного для человеческого...
Философский словарь
(греч. charisma, лат. gratia) — по религ. представлениям, особая божеств, сила, якобы ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения в загробном мире. В христианстве западные отцы церкви считали Б. единств, условием...
Философский словарь
бескорыстный дар, благосклонность как результат чистой благожелательности. Очень важный вопрос, что определяет наступление и действенность благодати: человеческие качества или божественный выбор? Можно предположить, что глубины нравственного начала в человеке питаются абсолютной...
Философский словарь
(греч. charis, лат. gratia) - 1) Милость Божия к человеку, его любовь, не обусловленная заслугами человека. 2) У многих христианских философов благодать - исходящая от Бога жизненная сила или энергия, производящая любовь к добру и истине, к Богу и ближнему, делающая личность...
Философский словарь
- христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. В Новом завете Б. прямо именуется силою Христовой, которая безвозмездно даруется...
Философский словарь
христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому благодать...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IЕвр слова хен и хесед переводятся как "милость", при этом хен означает "благосклонность", "расположение" по отношению к определ человеку (Быт 19:19; 39:21; 47:29), а хесед - "поступок, вознаграждающий к-л за преданность и верность, за оказание помощи" (Быт 24:12; 40:14; 1Цар 20...

Поделиться:

Реклама