Авраам - это...

Авраам (евр Аврахам)
I
Имя патриарха первонач звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам(Быт 17:5) Обе формы по значению соответствуют исходному авирам - "(мой) отец возвышен", причем под словом "отец" может подразумеваться Бог В Быт 17:5 А истолковывается как "отец множества" (евр ав-хамон) Имеются подтверждения существования этого имени на Бл Востоке во II тысячел до РХ
II
Согл данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением А и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; 25:26; 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40) О конкретных современниках А в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными ист личностями Археол находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают нек-рый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религ представления, существовавшие во времена патриархов Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни А в частности невозможна Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой пол II тысячел до РХ; А жил прим с 2000 до 1800 г до РХ
III
А был сыном Фарры из рода Сима У А были братья Нахор и Аран Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след)Жена А, Сара (впоследствии Сарра), от к-рой у него не было детей, была его сводной сестрой (Быт 20:12)Фарра вместе с А, Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей Оттуда в возрасте 75 лет А последовал дальше, к первонач цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4) По словам Стефана (Деян 7:4), это произошло после смерти Фарры
IV
А отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1-3), К-рый вывел его из Ура Халдейского (ср Быт 15:7; Неем 9:7 и Деян 7:2-4) Призывая А, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем - "все племена земные" (Быт 12:3) Вероятно, А следовал из Харрана через Дамаск (примечат, что его раб Елиезер был родом из Дамаска, (Быт 15:2)по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном За искл Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидет-вует о том, что его отецФарра умер в Харране Но и в Ханаане А не обрел постоянного места жительства (см Шатер) Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю После этого А отправляется в местность, располож между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру Возвратясь на юг Ханаана, А вновь отправляется в Вефиль(Быт 13:1,3) Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, к-рую тот сам выбрал Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение А и его потомкам всю Ханаанскую землю, и А располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне А заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13) Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, А освобождает его Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и А отдает ему десятину от своей воен добычи
V
А получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисл потомство А поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (15:5 и след) Обещание дать землю заверяется торжеств заключением завета между Богом и А А пытается собств усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари Согласно закону (о котором также свидетельств тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); то, когда А было 86 лет, у него родился сын Измаил(Быт 16:15 и след) Через 13 лет (Быт 17 и след)Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, к-рая с этого времени должна именоваться Саррой ("княгиня/госпожа"), будет наследником А При этом А принял знамение завета - обрезание, и Бог изменил его имя на "Авраам" Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества А Лот был спасен А уходит на юг В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость Потом у столетнего А родился сын Исаак По просьбе Сарры и Божьему повелению А отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1-21) В Вирсавии ("колодец клятвы") А заключил союз с герарским царем Авимелехом и еще долгое время оставался в этих местах Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака А повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19) В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончат подтверждает все обетования, данные А, к-рый вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22)
VI
Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, А купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там Описание этого события напоминает по ф-ме купчую, аналогичную хеттским Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой (см Деньги) Этот участок был единств земельной собственностью, приобрет А Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, получ во владение праотцем израильтян После смерти Сарры, когда А было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (см IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников А жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10), располож вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой Впоследствии А взял в жены Хеттуру, к-рая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25:1 и след) Всех своих наложниц (и их сыновей) А отослал прочь А умер в возрасте 175 лет Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле
VII
У А было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35) Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5) Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23,27) Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14) Вожди хеттеев относились к нему как к "князю Божию" (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; 21:22-32) Учитывая происхождение и богатство А, можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, тк известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена А Не исключено, что письм свидет-ва людей из окружения А могли стать источником для книги Бытие (см Пятикнижие Моисея)
VIII
Господь избрал А быть родоначальником Израиля (Быт 12:2; 17:4-8; Ис 51:2), Божьего народа среди проч народов На это избрание А отвечает послушанием (Быт 12:4)и верой (Быт 15:6; Евр 11:8), являя пример для всех верующих (ср Гал 3:29); см Жилище, III) Вера А подвергается небывалому испытанию, и он становится "другом Божиим" (Ис 41:8; Иак 2:23) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6-14; Евр 11:8-19; Иак 2:21-24) см Праотец, патриарх
















Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
АВРААМ, Авраѓам (иврит. "отец великого народа", а также "отец множества народов"; ср. имя ‘a-bu-ra-mu, зафиксированное в аккадских клинописных текстах 2-й пол. 3-го тыс. до н. э., а также в текстах арамейской Эблы 3-го тыс. до н. э., обнаруженных в 1970-х) — одна из...
Философский словарь
- библ. патриарх, чтимый в иудаизме, христианстве и исламе (в последнем - под именем Ибрахим). Считается родоначальником евреев (через сына Исаака) и арабов (через Исмаила). Религ. традиция связывает с А. начало веры в единого бога, заключение договора (газета} C богом,...
Энциклопедия мифологии
(евр. 'abraham, ср. имя 'a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины 3-го тыс. до н. э., а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от 3-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях избранник Яхве, заключивший с ним «...

Поделиться:

Реклама