Акафист - это...
АКАФИСТ (от греч. "гимн для пения стоя"; церк.-слав. "неседален") — жанр православной литургической поэзии, особая разновидность кондака, или кондакия, — величальный кондакий, возникший в Византии в 6—7 вв. и получивший широкое распространение в греческой церковной литературе зрелого и позднего Средневековья, а оттуда перешедший в восточнославянскую религиозную поэзию. А. отличается от обычного кондакия определенными признаками: строго фиксированным числом строф, или икосов (икос — греч. "дом", "здание"), — их всегда двенадцать; при этом каждый икос завершается вереницей двенадцати хайретизмов (букв. "радований") — возгласов, начинающихся словом "радуйся" с перифрастическим именованием при каждом и организованных синтаксическим параллелизмом, изосиллабизмом, многочисленными звуковыми перекличками; икосы регулярно чередуются с меньшими строфами, которые имеют другой рефрен — "Аллилуйя" — и также именуются кондаками (термин, не тождественный жанру кондакия); при этом А., как и кондакий, открывается вводной строфой — кукулием (букв. с греч. — "капюшон"), который в русской традиции именуется также кондаком (поэтому всего образуется тринадцать кондаков, в целом — двадцать пять строф).
Самый древний А., ставший образцом для всех остальных, дошел от 6 в. и именуется по первой строке "Взбранной Воеводе победительная" (в русской традиции носит название "Пресвятой Богородице"). Гимн связывается с избавлением Константинополя от аварских полчищ (626), но, по-видимому, сложился раньше и приписывается Роману Сладкопевцу. Вступительная часть каждого икоса отсылает к тому или иному моменту Священной истории [напр., 1-й и 2-й икосы — к Благовещению [см.], догмату веры (например, икос 7-й — девство Богородицы [см.]), после Рождества [см.], икос 8-й — вочеловечение трансцендентного Божества]. Все икосы гимна завершаются рефреном "Радуйся, Невеста Неневестная". Образец икоса из этого гимна (в сокращении) — в переводе С. С. Аверинцева: "Ангел достославный, с небес нисшедший, // Молвит Богородице "Радуйся", // Созерцая Господа воплощение, гласом своим бесплотным // Возопиял и возглаголал и провещал в изумлении: // Радуйся, через тебя радость сияет, // Радуйся, через тебя горесть истает, // Радуйся, Адамова горя утешение, // Радуйся, Евина плача прекращение, // Радуйся, высота неизъяснимая человеческим умам, // Радуйся, глубина неисследимая и ангельским очам... // ...Радуйся, Невеста Неневестная". Как отмечает С. С. Аверинцев, "в 14 в. над сочинением новых акафистов потрудились авторы исихастского направления (см. Исихазм. — Ред.) — Константинопольские патриархи Исидор [акафист Архангелу Михаилу (см. — Ред.), Иоанну Крестителю (см. — Ред.), Святителю Николаю Чудотворцу и др.] и Филофей [акафист Животворящему Гробу и Воскресению Иисуса Христа (см. — Ред.)]. Составление новых акафистов в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские акафисты [Покрову (см. — Ред.), св. великомученице Варваре (см. — Ред.), русским святым, Вознесению Господню (см. — Ред.)], в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число хайретизмов в каждом икосе)".
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: