Аджорнаменто - это...

АДЖОРНАМЕНТО(итальян aggiornamento - обновление) - тенденция развития современного неотомизма, ориентированная на ассимиляцию католической теологией новейших философских идей экзистенциализма, философской антропологии, герменевтики, феноменологии, а также лингвистической философии, неопозитивизма и, отчасти, кантианства и когнитивной психологии Термин введен II Ватиканским собором (1962-1965), принявшим масштабную программу адаптации неотомизма к установкам современной культуры (Применительно к первой половине 20 в правомерно говорить о своего рода пред-А; примером может служить влияние философии жизни, философской антропологии и герменевтики на оформление в рамках неотомизма "новой антропологии" Гвардини, строящейся на идее единства имманенции и трансценденции, взаимодействие которых детерминировано универсальным принципом "поиска связи вовне") Могут быть выделены несколько направлений А: семантически смыкающиеся между собою экзистенциализа-ция (Жильсон, Маритен) и антропологизация (К Ранер, МФ Шакка) неотомистской проблематики; ее феноменоло-гизация (ФВан Стеенберген, Бохеньский); параллельно развивающиеся герменевтическая когнитизация (Э Корет) и ме-тодологизация (Б Лонерган) теологии Начало экзистенциа-лизации канонического неотомизма было положено Жильсоном и Маритеном, использовавшими категориальный аппарат экзистенциализма и предложившими экзистенциальную интерпретацию классической проблемы бытия Божьего: Божественное бытие есть чистый "акт существования", ир-радиирующее распространение которого инспирирует многообразие форм природного и социального существования ("мистическое фонтанирование") Человеческое существование описывается в традиционных для экзистенциализма категориях: его экзистенция отнюдь не сводится к его бытию, и проявлением этой несводимости является исконная и атрибутивная для человека забота о смысле бытия, выводящая человека за пределы посюстороннести Аналогично, в антропологической линии А устремленность человеческого существа к "са-мопревосхождению" ("трансцендированию") к Богу обосновывается содержанием в его сознании трансцендентной истины С позиции К Ранера, анализ априорного строя человеческого мышления свидетельствует, что человек изначально существует как "вопрос о бытии", он "открыт" тотальности Божественного бытия ("слушатель слова Божьего"), и его собственное, личное бытие есть перманентная трансценденция к Богу на основе "предвосхищения" и "пред-понимания" сущности бытия Божьего Теология А, таким образом, выступает как "синтетичная" (Стеенберген), "синкретичная" (Бохеньский), "интегральная" (Шакка) Опираясь на концепцию "мистического фонтанирования" акта Божественного существования, Шакка постулирует единство существования абсолютного бытия и мышления, те Бога и человека Поскольку человек в своем сознании актуализирует возможные формы бытия Божьего, в силу чего космогонический процесс приобретает антропологическую размерность, постольку самая проблема бытия Божьего эксплицитно формулируется у Шакка не как теологическая и не как космологическая, но как антропологическая, - Бог конституируется как актуализация трансцендирования человеческого сознания Новую интерпретацию получает в контексте А и проблематика христианской философии истории Традиционный провиденциализм наполняется новым экзистенциально-антропологическим содержанием Соглк но концепции Ко-рета, принципиальная диалогичность человеческого существования креативно объективируется: духовно-личностная диалогичность коммуникаций объективируется в формирование и развитие культуры, а объективацией духовно-сакральной диалогичности, открытости человека к созерцанию Божественного Абсолюта, выступает история как процесс и результат "трансцендирования человека к Богу" Именно из экзистенциально-антропологической ориентации А вырастают как феноменологическое, так и герменевтическое его направления Так, исходная данность человеческого бытия трактуется в рамках А как "пребывание в мире" (термин Корета, - аналог экзистенциалистской "заброшенности") Однако, "мир" выступает в качестве культурно аранжированной системы феноменов сознания, имеющих как интегрально-социальную, так и интимно-личную значимость Эта индивидуальная значимость мира позволяет задать его "горизонт", через который человек может приобщиться к целостности исторического опыта (интегрально-социальному значению мира) Поскольку феноменологически этот опыт выражен в языке и представлен текстами, постольку видение мира обретается человеком посредством их понимания и интерпретации Анализ герменевтических процедур оказывается в фокусе внимания теологии А (Пуллахская школа неотомизма) Строго говоря, в данном случае более корректно фиксировать двустороннее и взаимоплодотворное влияние философии и теологии друг на друга, ибо герменевтика как учение о способах истолкования текстов, возникшая в эпоху эллинизма в связи с исследованием классического наследия, получила наиболее полное и систематическое развитие в рамках такой богословской дисциплины, как экзегетика Классические герменевтические работы Шлейермахера были созданы именно как методология интерпретации вероучения, чем вызван повышенный интерес к герменевтической проблематике в традиции протестантизма Программы "реинтерпретации христианских догматов" (Шлейермахер), "демифологизации библейской керигмы" (греч kerigma - возвещение у Р Бульт-мана), "реинтерпретации Бога" (П Ван Бурен) не только ориентированы на герменевтическую процедуру, но и фактически изоморфны процедуре деконструкции как с методологической, так и со структурной точек зрения Интенция на методологизацию приводит к оформлению в рамках А так называемой мета-теологии Лонерганом предложен принципиально новый подход к толкованию самого предмета теологии: в центре значимости он помещает не объект и не результат богопознания, но сами операции и процедуры, когнитивный механизм осуществления познающим сознанием процесса постижения сущности и бытия Божьего Типологическим аналогом западно-христианского феномена А, взятого в аспекте ассимиляции философских идей теологической традицией, в протестантизме является диалектическая теология, аксиологически выступающая как неоортодоксия, но реально оформившаяся под содержательким влиянием философского экзистенциализма


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
АДЖОРНАМЕНТО (итал. "приведение в соответствие с настоящим днем") — программа развития современного неотомизма, ориентированная на ассимиляцию католической теологией новейших достижений современной культуры, а также ряда передовых философских идей 20 в. Эпоха А. началась с...

Поделиться:

Реклама