Аджорнаменто - это...
АДЖОРНАМЕНТО (итал. "приведение в соответствие с настоящим днем") — программа развития современного неотомизма, ориентированная на ассимиляцию католической теологией новейших достижений современной культуры, а также ряда передовых философских идей 20 в. Эпоха А. началась с краткого понтификата Иоанна XXIII (1958—1963), созвавшего Второй Ватиканский собор (1962—1965), который завершил свою работу уже при Павле VI (1963—1978). В связи с масштабом произведенной переориентации принято даже говорить о "дособорном" и "послесоборном" католичестве.
Как отмечал С. С. Аверинцев, в области мировоззрения очень важным был провозглашенный на Соборе отказ от идеологии "триумфализма", присущей в прошлом католицизму (наряду и с другими конфессиями), требовавшей видеть все исторические конфликты как столкновения антикатолической "лжи" с неизменно "посрамляющей" ее католической "истиной". Из этого вытекал отказ от привычного акцентирования в образе римского первосвященника черт властного и величавого монарха (для "послесоборного" католицизма характерны частые путешествия пап, посещающих далекие страны в качестве особого рода миссионеров, — причем Папа Иоанн Павел II, прибыв в ту или иную страну, лобызает ее землю, — а также такие жесты, как демонстративная продажа старой папской тиары с последующим обращением ее цены на благотворительные цели и т. п.). На соборе был принят документ, декларирующий принцип религиозной свободы. В промежутке между заседаниями Собора Павел VI встретился в Святой Земле с Константинопольским патриархом Афинагором, что явилось первой встречей подобного рода со времен разрыва между православным Востоком и католическим Западом в 1054; в 1965 были сняты взаимные анафемы 1054 между Римом и Константинополем. Собор принял весьма важное постановление об экуменизме; Павел VI учредил постоянно действующие секретариаты, ведающие контактами с другими вероисповеданиями, с другими религиями и даже с неверующими. Против неограниченного централизма курии, присущего католицизму предшествующих столетий, собор выдвинул принцип епископской коллегиальности; против установок воинствующего клерикализма — призыв к активности мирян (декрет об апостолате мирян). В этой связи характерен рост в "послесоборном" католицизме числа и важности конгрегаций, стремящихся, при соблюдении монашеских обетов, жить одной жизнью с мирянами, нося, в частности, мирскую одежду (в православии с этим можно сопоставить дух служения матери Марии Скобцовой). Существенно (с учетом многих идей поборников литургической реформы в период между двумя войнами) изменился также и облик католической мессы: латинский язык уступил свое место современным национальным языкам, традиционный алтарь у задней стены сакрального пространства — евхаристическому столу, локализованному между совершителем евхаристии и прихожанами, введено общее рукопожатие перед причастием, вообще всемерно подчеркивается общинный характер литургии, почитание Божьей Матери и святых, отнюдь не отмененное, заметно сокращено. В 1970 был издан новый чин мессы.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: