Адам Кадмон - это...

(евр. âdâm qadmôn, «Адам первоначальный», «человек первоначальный»), в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времён как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности). Представление об А. К. - иудаистический вариант гностической мифологемы антропоса; как и последняя, оно соотносимо с образами Пуруши и Гайомарта в индо-иранской традиции. Его специфика выявляется в контексте интерпретации библейского рассказа о сотворении человека (см. Адам): некоторые толкователи различали Адама, созданного из земли (Быт. 2, 7), и Адама, сотворённого «по образу и подобию божьему» (1, 27). Эти слова воспринимались как указание на соединение в А. К. мужского и женского начал (очень древний и распространённый мифологический мотив двуполости первочеловека, см. Двуполые существа). Но эти же слова подвергались сомнению в связи с усилением веры в трансцендентность бога; поэтому возникло толкование (приписываемое рабби Акибе, 1-2 вв.), согласно которому человек был сотворён «по образу» не бога, но А. К. Филон Александрийский (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.) соединил эти представления с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещи: «небесный человек» (который, между прочим, изъят из разделения на мужской и женский пол) есть идеальная парадигма «земного человека». Полное развитие мифологема А. К. получила в пантеистически окрашенной каббалистической мистике 13-18 вв., трактующей А. К. как онтологически необходимое соединительное звено между абсолютно бескачественной и неопределимой беспредельностью бога и его самоопределением через полагаемые им же формы. В «Зогаре» («Книга сияния», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры горние и дольние» и что образ этот избран «святым старцем» (т. е. богом) для себя самого (талмудический трактат «Идра рабба» 144 а). Символ А. К. был воспринят эклектической символикой масонства, где он соотносился с эмблемой шестиконечной звезды, т. н. Давидова щита (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»).
С. С. Аверинцев.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(евр.), состоящая из света, первоначальная форма человеческого существа, одаренного всяческой мудростью и живущего с Богом в Эдемских садах человечество, небесный человек, не впавший в грех, гностиками соотносимо с понятием «антропос» каббалисты относят его к десяти сефиротам...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
АДАМ КАДМОН — первочеловек как символ макрокосмоса. Легенда об Адаме Кадмоне — иудейский вариант гностической мифологемы антропоса. Одним из видных истолкователей образа явился Филон Александрийский. В отличие от профанического и греховного библейского Адама, Адам Кадмон...
Энциклопедия "Религия"
АДАМ КАДМОН (иврит. "Человек Первоначальный", "Адам Первоначальный") — в мистическом учении иудаизма — первочеловек как абсолютное явление сущности человека и одновременно как первообраз духовного и материального мира. Впервые термин зафиксирован в трактате "Сод йедиат ѓа-...
Философский словарь
(Евр.) Прототипный Человек; Человечество, "Небесный Человек", не впавший в грех; каббалисты относят его к Десяти Сефиротам на плане человеческого восприятия. В "Каббале" есть проявленный Логос, соответствующий нашему Третьему Логосу; Непроявленный же есть образцовый,...

Поделиться:

Реклама