Адам Кадмон - это...
АДАМ КАДМОН (иврит. "Человек Первоначальный", "Адам Первоначальный") — в мистическом учении иудаизма — первочеловек как абсолютное явление сущности человека и одновременно как первообраз духовного и материального мира. Впервые термин зафиксирован в трактате "Сод йедиат ѓа-мециут".
Представление об А. К. возникает из интерпретации двух рассказов о сотворении Адама в Торе и, соответственно, о "человеке физическом" и "человеке метафизическом". А. К. интерпретируется как универсальное существо, объединяющее мужское и женское начало. Согласно толкованию рабби Акивы, Бог сотворил Адама по образу А. К. Предполагается, что А. К. — это то духовное существо, которое пророк Йехезкель, или Иезекииль, увидел на Престоле Славы Божьей (Иез 1). Филон Александрийский полагал, что А. К. — "небесный человек"; идеальная парадигма "земного человека". Особое значение образ А. К. приобрел для Каббалы: в книге Зоѓар утверждается, что он заключает в себе "все миры горние и дольние", т. е. является символом макрокосма и соотносится с гексаграммой, или щитом Давида, символизирующим взаимопроникновение "небесного человека" и "земного человека" (последнее усвоено европейской магией, а также эклектичной философией и символикой масонства). А. К., именуемый также Адам Эльон ("Адам Вышний"), иногда обозначает в Каббале (прежде всего, в Зоѓаре) всеобщность Божественной эманации в десять сфирот, а иногда — одну сфиру (Кетер, Хохма или Тиферет). Лурианская Каббала (см. Лурия, Каббала) придает огромное значение образу А. К. и переосмысливает его: А. К. символизирует миры света, эманируемые в предвечное пространство. В трудах Х. Витала и других авторов Лурианской школы большое значение придается изображению А. К. и его тайн, в частности, описанию световых потоков, исходящих от его рта, лба, носа и т. д. А. К. как продукт чистой эманации противопоставляется сатане (см.; см. также Сатан) — порождению мира зла.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: