Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера
Автоматизация действия [греч. automatos — самодействующий] — одна из линий функционального генезиса, в процессе которого происходит становление человеческого действия, приобретение им социально значимых свойств. Психологическим содержанием процесса А. является постепенное снятие сознательного...
Агрессивное поведение животных [лат. aggressus — нападающий] — формы поведения животных, направленные против представителей своего собственного вида (внутривидовое А. п. ж.)- реже этот термин употребляется по отношению к межвидовому поведению. А. п. ж. проявляется в виде угрожающего поведения или...
Адаптация (в психологии развития) (лат. adaptāre — приспосабливать) — заимствованное из биологии представление о процессе развития (в частности, психического) как все более совершенном уравновешивании организма со средой. Это представление является общепринятым применительно к развитию...
Адаптация социальная (в психологии развития) [лат. adaptāre — приспосабливать- sociālis — общественный] — процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе. Первоначально (в младенческом возрасте) общество представлено для ребенка непосредственным семейным окружением...
Аккомодация (по Пиаже) [лат. accomodātio — приспособление] — один из двух аспектов (вместе с ассимиляцией) адаптации, выступающей в концепции Ж.Пиаже как основной принцип развития не только в биологии, но и в психологии. А. — это приспособление функций организма к специфике объектов. Для...
Акмеология [греч. akmē — вершина + logos — наука, учение] — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были...
Акселерация [лат. acceleratio — ускорение] — 1) Индивидуальный вариант развития, характеризуемый преждевременным созреванием (раннее начало, усиление интенсивности и темпа полового метаморфоза)- при этом нередко отсутствует параллелизм между половым и психическим созреванием. 2) Отмечаемое за...
Активности познавательной развитие [лат. actīvus — деятельный] — становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Индикаторами А. п. могут служить такие...
Активность (в психологии развития) [лат. actīvus — деятельный] — категория, отражающая асимметричность отношений между субъектом и объектом (средой). А. субъекта проявляется в том, что он сам является источником изменений, как происходящих с ним, так и вызываемых им в объекте. Основные...
Алгоритмизация учебного процесса — разработка алгоритмов для учащихся и алгоритмов для обучающих лиц (или обучающих машин). Алгоритм — одно из важнейших понятий информатики. Алгоритм — это точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций, приводящих к...
Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций....
Амплификация психического развития [лат. amplificātio — увеличение, распространение] — всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Теоретической основой концепции А. является...
Анализ продуктов детской деятельности — способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т. п. А. п. д. д. применяется как в массовых исследованиях для определения общих закономерностей психического развития, кросс-...
Антропогенез (психологический аспект) [греч. anthrōpos — человек + genesis — происхождение] — процесс происхождения и развития человека. В качестве исходной точки этого процесса принято рассматривать начало четвертичного периода, когда началось становление современного человека как...
Антропоморфизм [греч. anthrōpos — человек + morphē — вид, форма] — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков...
Асинхронии психического развития (греч. a — не, без + synchronos — одновременный) — понятие, введенное известным немецким психиатром и психологом Э. Кречмером для характеристики нарушения сроков и темпа полового и психического созревания, при котором нарушается гармония в созревании разных систем и...
Ассимиляция (по Пиаже) [лат. assimulātio — уподобление, сходство] — один из двух аспектов (вместе с аккомодацией) адаптации как фундаментального биологического принципа, используемого Ж.Пиаже в его обосновании концепции стадиального развития интеллекта. В биологии А. есть процесс...
Аффект неадекватности [лат. affectus — душевное волнение, страсть- adaequātus — приравненный] — неадекватная аффективная реакция ребенка на неудачу в достижении поставленной цели, проявляющаяся в формах повышенной обидчивости, упрямства, негативизма, замкнутости, заторможенности и т. п. (...
Аффективно-личностные связи [лат. affectus — душевное волнение, страсть] — первый появляющийся в онтогенезе вид взаимоотношений ребенка со взрослыми, складывающийся как один из психологических продуктов ситуативно-личностного общения. Зарождается в первом полугодии жизни, проявляясь впервые как...
Аффективный ребенок [лат. affectus — душевное волнение, страсть] — ребенок, демонстрирующий аффективное поведение в результате наличия у него отрицательных аффективных переживаний.
А.Л. Венгер
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »