All items from Колесник.ру
Photo credits
В этой статье я хочу посмотреть на очень широкое поле техник и инструментов трансформации под несколько необычным углом, объединив их вокруг идеи артефакта. Эта идея принадлежит философу Мерабу Мамардашвили — он говорил о том, что есть некие вещи, которые генерируют в нас высокие состояния сознания, помогают нам подниматься над хаосом и действовать как мыслящие существа. Эти вещи он и называл «артефактами, производящими мысль», или ноогенными машинами. Артефакт можно сравнить с машиной или инструментом в том смысле, что своим действием он создает реальность более высокого порядка (без органа невозможно тело, без колеса — езда, без скрипки — классическая музыка).
Артефакты-контейнеры
В самом простейшем виде артефакт — это нечто вроде контейнера, хранящего особые состояния нашей души. Это говорящая частичка потерянного контекста, условный код, активирующий забытую область памяти. Чтобы было понятнее, приведу пример из собственной жизни.
Однажды, когда я учился на дизайнера и мне надо было найти образцы готического письма, чтобы выполнить задание по шрифту, я обнаружил у себя на полке книгу о французской готике, которую купил еще в подростковом возрасте, в пору увлечения средневековьем. Листая книгу, я почувствовал ее еле уловимый запах, — смесь типографской краски и табака, — и зарылся носом в пожелтевшие страницы. Густая волна затопила мое обоняние, а затем отхлынула, оставляя за собой бесчисленные воспоминания, как отлив оставляет на песке обломки кораблекрушений. Я был потрясен. Пятнадцать долгих лет прошло с той поры, как я кропотливо срисовывал чернильной ручкой замысловатые готические буквы. Столько событий, столько крутых поворотов, столько эпох моей жизни, — где я только не был, кем я только не был, — а книга все хранила тот же самый запах, такой хрупкий, невесомый, невещественный… Сухое научное издание советской эпохи, о котором я ни разу не вспомнил за долгие годы, оказалось ключом к давно забытому миру, все еще продолжающему существовать где-то внутри меня. Держа в руках эту книгу, я и сейчас могу с легкостью вспомнить свое настроение, мысли и чувства той поры, эпизоды своей тогдашней истории.
Артефакты такого рода — это «говорящие вещи», окна в наш внутренний мир, которые могут помочь нам не только вспомнить важные моменты своего прошлого, но и ощутить в себе контуры той изначальной первоформы души, которая и определяет наше будущее. Эта первоформа — самое неуловимое и в то же время самое неизменное, что в нас есть, точно так же, как в здании самое долговечное — это его геометрия, в то время как материальная отделка и интерьеры постоянно меняются.
В роли таких артефактов-контейнеров часто выступают материальные предметы, хранящие память о нематериальном — наших эмоциях, настроениях, стремлениях какого-то периода (почему-то именно такие эфемерные вещи остаются в итоге, в то время как дела и события со временем теряют значимость и стираются из памяти). Очень нелегко бывает найти такие предметы, но часто они еще пылятся в шкафах и кладовках, на плечиках вешалок и в ящиках столов, безмолвные до поры, как магическая надпись, которая появляется только в то мгновение, когда на нее падает луч восходящего солнца.
Photo credits
Но не обязательно артефакт — это физический объект. Артефактами могут быть и вещи нематериальные — книги, оказавшие на нас глубокое влияние, музыка, которая вдохновляла нас в определенные периоды жизни, места, хранящие привычные маршруты мыслей, наши собственные творения, в которых мы когда-то запечатлели свои идеи и состояния. И конечно же, сны, которые представляют нам наши желания и страхи в символическом, зашифрованном виде, скрывая их истинное обличье и парадоксальным образом создавая тем самым больше возможностей для нахождения смысла.
«Говорящие вещи» говорят больше, чем в них содержится — это чувствуешь сразу. Они указывают на те точки в нашей душе, вокруг которых завязан сюжет нашей жизненной драмы. В этом смысле они устроены по принципу откровения. После получения откровения происходит его осмысление, запись и витки последующих интерпретаций, в ходе которых его содержание постоянно растет. Точно так же каждое новое осмысление того, что говорят нам артефакты, способствует нашему росту.
«Говорящие вещи» личностны — они обращаются лично ко мне, и только: никто другой не может вместо меня услышать их. Вдобавок я не могу объяснить и того, что же я, собственно, слышу. «Что-то очень важное», что взывает к моему пониманию. Если я не пойму его, оно не родится. Чтобы оно могло родиться, должна быть проделана работа.
Артефакты-генераторы
И сразу же возникает вопрос: а можно ли сознательно конструировать артефакты, которые будут хранить и вызывать в нас нужные состояния? И еще — можно ли добиться того, чтобы артефакт работал не только для нас, но и для других людей?
Так мы приходим ко второй категории артефактов — это универсальные генераторы состояний. Как и в случае с артефактами-контейнерами, мы встретим здесь и материальные объекты (например, культовые предметы), и тексты, и произведения искусства, и разного рода техники.
Один из древнейших артефактов второго рода — это предметы силы, такие например, как ритуальные куклы, созданием которых занимались многие участники нашей зимней программы.
Другая группа артефактов, с которым большинство из нас и сегодня встречается в повседневной жизни, — это искусство интерпретации знаков. Знаками для нас могут быть самые разные вещи — необычные повторения, совпадения и синхронизмы, предметы или события, странным образом выделяющиеся на общем фоне, элементы нашего каждодневного быта. На принципе «все есть знак» строятся не только поверья и приметы, но и сложные модели — такие как астрология или фэншуй. Правда, для успешной интерпретации знаков с их использованием требуется тренированное мышление, хорошо ориентирующееся в возможностях символического языка используемой модели.
Photo credits
От знаков мы естественным образом приходим к пророчеству. Интерпретация пророчеств дельфийского оракула, написанных загадочным символическим языком, была делом лучших умов эллинского мира и не раз в его истории приводила к верным решениям. Современный метод случайного стимула показывает один из механизмов, лежащих в основе оракула: сознание — это связывание. Все, что в данный момент находится в сознании, обязательно будет связано, и в результате этого связывания у нас возникают новые идеи и решения. Второй же механизм — это выход из-под влияния внутреннего цензора, создание условий для включения интуиции и бессознательного.
Именно этот второй механизм задействован в следующей группе артефактов — техниках визуализации. В ходе визуализации мы представляем в воображении определенную среду, персонажей и их действия, иногда и определенный сюжет. Визуализация — это один из способов освободиться от самоцензуры и мешающих нам рациональных представлений и получить подсказки от бессознательного, которое зачастую уже знает решение нашей задачи. Одна из хорошо структурированных современных техник визуализации — это имидж-стриминг Вина Венгера. Другой пример визуализации, известный еще пифагорейцам, — пересмотр прошедшего дня.
Параллельный класс артефактов этого рода — техники вербализации, где ведущую роль играет не образ, а слово. Примеры таких техник — фрирайтинг и дневник эмоций.
Отдельная большая группа генераторов состояний объединена под именем медитации. Исторически сложились западный и восточный стили медитации. Западный, известный в средние века под именем созерцания, активно использует визуализацию и размышление. В медитации восточного стиля практикующий, наборот, освобождается от отождествления себя со своими мыслями, образами, чувствами, желаниями, пробуждаясь как «Я есть».
Photo credits
Еще одна разновидность генераторов состояний, существующая с незапамятных времен, — это ритуал, повторяющаяся последовательность действий, которая создает для участников некую реальность более высокого порядка. Например, ритуалы перехода отражают и усиливают изменения, происходящие в сознании человека в определенные моменты его развития, — это генераторы состояний, благоприятных для трансформации личности. Где-то посередине между ритуалом и медитацией лежит техника Точка обзора.
Близко к ритуалу лежит повторение текстов, часто священных или значимых. Такое повторение способствует осознанности, росту в выбранном направлении, реализации своих намерений в практической жизни. В качестве примера приведу Манифест — короткий текст, содержащий главные намерения и цели и предназначенный для ежедневного повторения. Похожая, но более простая техника этого типа, — аффирмации.
Конечно же, приведенные примеры не охватывают всего поля артефактов. Например, я не затронул ролевые техники (пример — Фила-коучинг), игру, транс, искусство, создание метафор и символов, места силы и многое другое. Кроме того, самые интересные техники часто оказываются комбинацией нескольких типов артефактов (именно это я хочу сделать в нашей реконструкции протоевропейского праздника весны на Перезагрузке).
Итоги
Общая цель создания артефактов — это конструирование ситуаций взаимодействия с той реальностью, которая присутствует в нашей жизни на самом деле, реальностью прожитой, осмысленной, наполненной, в отличие от реальности кажущейся, пустой, декларируемой и в конечном итоге абсурдной. Можно сказать, что артефакты — это каналы контакта с реальностью высокого порядка. Они переключают нас в особый режим жизни — режим, в котором мы способны длиться, поднимаясь над распадом и хаосом, любить, помнить, мыслить и осмыслять, творить и действовать осознанно.
Заметки по теме
- Карта личности
- О силе мест
- Второе внимание: многослойная реальность
- Ноогенная машина
- Человекообразующая машина
- Мамардашвили о стихиях и феноменальной материи
Photo credits
Вещи могут говорить, не имея голоса. Вещи могут быть одушевленными, не обладая душой. Вещи имеют свою особую силу и свой язык, и возможно, мы не замечаем этого факта лишь по причине его повсеместного присутствия в нашей жизни.
Людям нашей эпохи свойственно видеть в вещи лишь безличный объект, который можно использовать по своему усмотрению. Однако не слыша голос вещей, не слышим мы и зов внутри нас, потеряв душу вещей, не находим и собственную душу.
Вещь не может желать, говорить и действовать — она просто есть. Однако эта ее видимая неодушевленность оказывается одновременно ключом, открывающим для нас давно забытые двери. Ведь именно благодаря молчанию и бездействию вещи бытие проявляется в ней в самом чистом виде.
Бытие не эквивалентно наличию. Сквозь немое присутствие вещи проглядывает вечность. Сквозь молчание вещи начинает говорить то, что молчало внутри нас.
Заметки по теме
- О силе мест
Открыта запись на программу Перезагрузка, которая состоится в начале мая в Чешском Крумлове. В центре программы — проживание личного опыта изменения жизни, которому призваны способствовать не только интенсивные практические мастер-классы по личному развитию, но и наша реконструкция древнего европейского праздника весны и обновления жизни, а также индивидуальная работа на «местах силы». Полезным дополнением к программе будет серия мастер-классов по здоровому образу жизни и воркшопы по традиционным ремеслам (керамика, кузнечное дело, плетение, прядение и фелтинг).
По окончании основной части мы впервые организуем дополнительную программу — все вместе получается что-то вроде фестиваля личного развития. Есть возможность остаться на мастер-классы «Английский без барьеров» (Мария Ковина-Горелик, 5—6 мая) и «Как ладить с деньгами» (Элина Камаева, 5—6 мая), «Как не откладывать интересную жизнь на потом» (Армен Петросян, 7—9 мая), «Переговоры легко и эффективно» (Мария Оськина, 7 мая), «Кайдзен — философия непрерывного совершенствования» и «Команда мечты» (Денис Балуев, 8—9 мая).
Как обычно, вы можете принять участие в программе вместе со своими близкими — для них предусмотрены специальные скидки.
Перезагрузка ждет вас! :)
Подвожу итоги нашей новогодней программы «Чародеи». Не погрешу против совести, если скажу, что она была очень удачной и во многих отношениях вышла на новый уровень. Мощный новогодний импульс к изменению жизни, богатое и разнообразное содержание программы, высокий потенциал группы, чарующая атмосфера средневекового Крумлова, — все это создало потрясающую синергию. Огромное спасибо всем ведущим и участникам программы! Да, и отдельное спасибо за любезно предоставленные фотографии :)
С легкой руки Сергея Сухова и Армена Петросяна я решил поддержать традицию обмена гостевыми постами. Армен в своем блоге хорошо объяснил, в чем ее суть: «Надо не жадничать и не стесняться лишний раз похвалить того, кто этого достоин. Надо заново учиться восхищаться, удивляться и делиться своей радостью». Сегодня я публикую у себя мини-интервью с Арменом, где он отвечает на вопрос, который сейчас очень меня занимает.
— Армен, мне интересна тема реальности, то есть того, что реально на самом деле, и я хочу спросить тебя, каковы твои способы узнавать это. Как предпринимателю и просто человеку тебе необходимо ежедневно делать множество микровыборов, связанных с вопросами о реальности — «так ли это?», «сработает ли это?», «что здесь происходит на самом деле?», «что здесь главное?» и так далее, — вопросами, от ответов на которые зависит в конечном итоге как твой бизнес, так и твой личный путь. Как ты находишь ответы на эти вопросы? Как поддерживаешь контакт с реальностью? Как проверяешь себя и окружающее на реальность?
— Познание реальности для меня раскладывается на три составные части, которые имеют значение только когда сплетаются воедино:
- Мы должны постоянно вглядываться в собственное представление о будущем.
- Мы должны учиться видеть в изменяющемся мире вокруг возможности.
- А главное, надо уметь совмещать и трансформировать свои желания и возможности в действия. Мы живём в действии, в реализации через действия собственных пониманий.
Реально только действие, которое существует в данный момент. Нам надо учиться как можно быстрее, на бессознательном уровне распознавать в окружающем потребности, сопоставлять их с нашими желаниями. Проявлять креативность в поиске наилучшего решения для того, чтобы реализовать к общему благу одновременно и наших желания, и потребности Среды. Реализовывать понимание в действии. Действие сплетает в реальности наш внутренний мир и окружающую нас Среду.
Для меня интересная жизнь подобна успешной коммуникации. У тебя есть, что сообщить (твоё видение желаемого будущего), есть каналы коммуникации — различные способы общения с внешним миром (начиная с написания текстов и заканчивая живым общением). Есть целевая аудитория — целый мир вокруг тебя, среда, в которой ты обитаешь. И есть сам процесс общения — аналог жизни здесь и сейчас.
Коммуникация успешна, когда ты как можно быстрее и полнее получаешь желаемую обратную связь. Идеальный вариант для меня — живое общение, когда тебе удаётся находить ответы на вопросы собеседника и этим способствовать реализации его целей и собственного предназначения.
Чтобы поддерживать контакт с реальностью, надо действовать, поддерживать коммуникацию со Средой. Соединять в действиях потребности Среди и свои намерения.
— Как принимать решения в ситуациях микровыбора?
— В бизнесе мне помогают принимать нужные решения три базовых инструмента: видение, миссия и ценности. Без них легко либо попасть под гнёт придуманной другими реальности либо обманывать себя иллюзиями, которые рано или поздно разобьются о реалии.
- Видение — это то, как мы в идеале хотим себя ощущать. Именно ощущать, а не набор материальных вещей, которыми хотели бы себя окружить.
- Миссия — это наше понимание своей роли во взаимодействии со Средой.
- Ценности — это те эмоции, которые мы хотели бы испытывать в процессе реализации миссии.
Поясню на собственном примере: я хотел бы ощущать себя гражданином мира, способным содействовать личностному развитию как можно большего числа людей. Моя миссия — повышать проводимость информации как в самой Среде, так и у людей, контактирующих со мной и моим контентом. Основные ценности для меня — Свобода и Любовь.
В принятии решений с большой благодарностью регулярно пользуюсь описанной у тебя методикой случайного стимула. Любой выбор можно сопоставить с задачей из этой методики. Мы не можем предугадать условия, которые создаст для нас окружающий мир, поэтому я воспринимаю их как случайный стимул. Далее составляю связи и ищу в них подсказки для принятия решений.
Для того, чтобы действия не выглядели как обычный перебор возможностей, надо вводить понятие интереса, страсти. Чтобы выбрать из всех возможных вариантов развития один, я ориентируюсь на собственный интерес, ищу ответ на вопрос «Какое продолжение мне наиболее интересно?». Только то, что интересно, обычно и получается наиболее успешно.
Любой микровыбор — это очередная нота в мелодии жизни. Главное знать своё звучание.
— Спасибо, Армен, за твои ответы и за переход к следующему интересному вопросу: «Как узнать свое звучание?» Оставим его открытым — хорошая тема для продолжения :)
Заметки по теме
- Сергей Сухов. Армен Петросян: Как принимать точные решение в абсолютно неясных ситуациях? и другие материалы из рубрики Интервью с интересными людьми
- Денис Балуев. Армен Петросян
- Армен Петросян, рубрика Антиспам, ну и весь блог естественно :)
Photo credits
Публикую нечто вроде предисловия к книге, работу над которой я недавно начал. В этом небольшом тексте я предпринял попытку показать, как масштабны возможности, открывающиеся перед нами в сфере личного развития, и одновременно изложить свое понимание ключевой роли личного развития в современном мире. Это не окончательная версия текста — приглашаю вас делиться своими вопросами, идеями, точками зрения. (Это не означает, что комментарии спаммеров тоже будут опубликованы :) Обсуждение также можно вести на моей фейсбук-странице.
Человек пробуждается, и это происходит повсеместно. Впервые в истории возможность сознательного личного развития стала доступна такой массе людей из самых разных народов, культур и социальных слоев. Впервые в истории обычный средний человек оказывается способным коренным образом менять свою жизнь, по сути создавая себя заново. Более того — только такая жизнь теперь ему кажется подлинной.
На протяжении тысячелетий человеческое развитие протекало по инициативе и под контролем разного рода социальных структур — сначала родовых или религиозных, потом государственных, и наконец коммерческих. Сегодня на наших глазах совершается грандиозный переворот: инициатива в человеческом развитии переходит к самому человеку. И если раньше личное развитие было лишь довеском к образованию (в форме разного рода полезных навыков), то сегодня перспектива перевернулась — теперь уже получение образования становится частным случаем саморазвития. Пространство личного развития неизмеримо расширяется, охватывая и соединяя все стороны жизни.
Думаю, нам сильно мешает тот факт, что по своим физическим параметрам все мы очень похожи. Самый маленький карлик лишь в неполных 4 раза меньше самого высокого человека на земле, и никто из взрослых людей не может, сколько бы ни старался, стать выше даже хотя бы в полтора раза. Может быть, именно поэтому мы иногда думаем, что и остальные возможности нашего развития лежат в таком же диапазоне.
Впрочем, в социальном плане люди различаются уже гораздо значительнее, чем в физическом. Билл Гейтс, на сегодня один из самых богатых людей на Земле, в 50 миллиардов раз богаче самого бедного. (Это если предположить, что состояние самого бедного оценивается в один доллар. А если взять еще и тех, у кого долги?)
Однако личное развитие имеет дело не только с физическим телом или социальным статусом, но и с самим нашим сознанием, — с такими неуловимыми, абсолютными вещами как самореализация, полнота жизни, смысл, счастье…. И возможности, лежащие на этом уровне, уровне сознания, гораздо масштабнее всего, о чем мы говорили до сих пор. Это как если бы мы, поднявшись на высокую гору, вдруг увидели, что она — лишь ничтожный пригорок по сравнению со следующей горой, или, выиграв в лотерею миллион долларов, купили бы на эти деньги миллион новых билетов и каждый из них бы снова выиграл. Это масштабы Иисуса, Махатмы Ганди, матери Терезы и многих других.
Когда-то давно, в эпоху, когда тысяча была синонимом бесконечности, Иисус проиллюстрировал огромные возможности личного развития притчей о горчичном зерне, предложив метафору семени и дерева. Дерево превосходит семя не только количественно, будучи в тысячу раз больше размерами, но и качественно, как сложная система превосходит простую. От начального состояния чистой потенциальности, обозначенного горчичным зерном, наше сознание способно подняться к большой, сложной, высокоорганизованной системе, дающей жизнь новым поколениям.
Однако люди не одномерны — существует множество параметров, по которым они могут расти, и это развитие идет неравномерно и разнонаправленно. Кроме того, само наше сознание нестабильно и прерывисто. Один и тот же человек может в разные моменты дня подниматься на высочайшие вершины осознанности и падать в глубочайшие пропасти безмыслия.
Поэтому мы можем говорить о высоком уровне сознания только в условном, среднестатистическом смысле: кто-то выходит на него раз в год, кто-то много раз в день, а у кого-то эти моменты находятся так близко друг к другу, что сливаются в сплошную линию.
Но всегда ли высокий уровень сознания — благо? Если человек никогда не застрахован от эгоизма, ненависти и ошибок, то не получит ли он, развиваясь, одновременно и возможность стать еще хуже? Возможно ли вообще личное развитие в нашем мире, настолько проникнутом себялюбием и гедонизмом? Не есть ли оно всего лишь средство самоутверждения человека?
Разум всегда готов поспорить с любовью, и нам известно много примеров таких ошибок. Тем не менее, природа вещей — на стороне единства, а не разделения. Сознание по самой своей природе — это связывание, организация. Значит, возрастание сознания — это одновременно и углубление понимания того, что весь мир в конечном итоге взаимосвязан и, следовательно, мы всегда пожинаем плоды собственных действий. Отсюда — лишь шаг до знаменитого «Не делай другому того, чего не хочешь себе».
Мы живем в эпоху грандиозного перехода — перехода от точечного возрастания сознания в отдельных выдающихся людях, как это было на протяжении всей известной нам истории человечества, к подъему на более высокий уровень сознания всего человеческого общества как целого. Сегодня человечество становится главной движущей силой эволюции. Каждый из нас, достраивая и меняя в себе то, что получил от природы, тем самым выходит на передний край эволюции и движет ее дальше сознательно. Именно этот вызов определяет настоящие горизонты нашего роста.
P.S. Я обещал рассказывать, какие техники работы с текстом я использовал при написании книги. В данном случае это были фрирайтинг (который использую практически всегда) и До и после. Обе мне кажутся очень существенными.
P.P.S. На Новый год я провожу в Чехии программу «Чародеи» — приезжайте, если хотите познакомиться лично и поучаствовать в мастер-классах, на которых я буду рассказывать в том числе и про эти темы.
Открыта запись на мою рождественско-новогоднюю программу Чародеи. В первый раз программа состоится в Чешском Крумлове — одном из красивейших городов Чехии и, без преувеличения, всей Средней Европы. В первый раз в ней будут не только интересные мастер-классы и глубокая практическая часть, но и блок, посвященный управлению самочувствием, — введение в цигун и занятия по практическому стресс-менеджменту. И в первый раз мы проводим такую программу прямо на Новый год, причем вы можете встретить его вместе со своими близкими — для них в программе предусмотрены специальные скидки.
Звучит невероятно? А ведь это еще не все. Знакомьтесь с программой и убеждайтесь! :)
В октябрьском номере журнала Финансовый Директор вышла моя статья, подробно рассказывающая о технике фрирайтинга и ее применениях для написания текстов, создания идей и работы с внутренним состоянием. Прочитать онлайн получится только у тех, кто подписан на этот журнал, а чтобы остальным не было скучно, я публикую здесь отрывок, касающийся написания текстов.
Фрирайтинг для написания текстов
Написание текстов — одно из наиболее распространенных применений фрирайтинга уже в силу самой его природы. Тема создания хороших текстов может казаться нам не самой важной — до тех пор, пока перед нами не встанет неотложная задача написать письмо шефу, годовой отчет компании, собственное резюме, статью в журнал «Финансовый Директор», не говоря уже о рекламных текстах, описаниях проектов, разного рода служебных документах… — и в идеале хорошо бы, чтобы людям действительно нравилось то, что мы пишем, чтобы они читали это с интересом и удовольствием.
Возможно, если бы школьные учителя не проверяли наши тетрадки, наш внутренний критик не поднимал бы голову, когда мы что-то пишем. Возможно, если бы академический стиль письма, которому нас учили в высокой школе, был толерантнее к использованию эмоций и личного опыта, мы чувствовали бы больше свободы при написании важных для нас текстов. Но сегодняшняя реальность такова, что письменное слово и публичное выступление остаются нашими едва ли не самыми большими страхами. Фрирайтинг — один из работающих способов обойти эти страхи.
Кроме того, фрирайтинг оказывается отличным помощником, когда нужно написать текст, тема которого кажется трудной, запутанной или скучной, когда кажется, что о ней все уже сказано, когда привычка постоянно оценивать то, что мы пишем, мешает точно сформулировать мысль. Фрирайтинг — это возможность импровизировать, играть, пробовать новые подходы к тексту, и существует множество способов использовать эту технику, чтобы создать действительно интересный текст или сделать итоговый текст лучше:
- Разогрев: своего рода разминка перед настоящей работой, переход в творческое состояние, возможность начать работу над текстом с чего-то приятного.
- Подготовка почвы: запишите (в виде связных предложений) все, что вы знаете по теме, а также все вопросы по ней, которые вам приходят в голову. Затем используйте этот материал, чтобы сориентироваться в структуре и содержании будущего текста (это удобно делать при помощи ментальной карты).
- Выпускание пара: если эмоции мешают писать взвешенно и объективно, начните сеанс фрирайтинга и пишите до тех пор, пока не выговоритесь.
Освобождение от ментального хлама: фрирайтинг помогает избавиться от самоочевидных, банальных, поверхностных мыслей по теме вашего текста. - Поиск новых идей: эта разновидность фрирайтинга похожа на путешествие в неведомую страну, — вы не знаете, что найдете на пути и куда он вас приведет. Просто смотрите по сторонам и записывайте, а вернувшись домой, оцените свои находки.
- Продвинутая техника: сделайте 10-минутный сеанс фрирайтинга, отталкиваясь от своих нынешних представлений о теме. Затем суммируйте все написанное в одной фразе и сделайте следующий сеанс, отталкиваясь от этой фразы. Повторяйте цикл, пока не почувствуете, что нашли центральную мысль.
Эти простые приемы можно с успехом использовать для написания текстов самого разного характера — от журнальных статей до заметок в личном блоге, от корпоративных документов до личных поздравлений, от книг до деловых писем.
Справка
Фрирайтинг оформился как самостоятельная техника в 70-х годах прошлого века, во многом благодаря работе Питера Элбоу (в настоящее время — заслуженный профессор английского языка в университете Массачусетса), и приобрел широкую известность начиная с 90-х годов благодаря его бестселлерам Writing Without Teachers и Writing With Power. Большую роль в популяризации фрирайтинга сыграла также известная многим читателям этого блога книга Джулии Кэмерон «Путь художника».
«Финансовый директор» — это профессиональное практическое издание для финансовых и генеральных директоров. Журнал будет полезен главным бухгалтерам, аудиторам и консультантам, а также всем тем, кто принимает участие в управлении финансами компании.
Заметки по теме
- Фрирайтинг (обзор техники)
- Кьюбинг: посмотрите на проблему с разных сторон (техника создания текстов, основанная на фрирайтинге)
Теперь я знаю, как возникают книги. Это совсем не похоже на то, как я себе это раньше представлял. Главным стартовым импульсом оказалось не чувство, что мне есть что сказать и пора это изложить последовательно, а ощущение своего рода маршрута мышления, на котором я оказался и который уже де-факто прошел. Под маршрутом я имею в виду не навязанную разумом схему, а прожитый опыт, — траекторию осмысления, связывающую в единое целое ключевые идеи моей практики в области личного развития. Не знаю, понятно ли получилось объяснить разницу :) Как бы то ни было, сейчас моя задача — хорошо описать этот маршрут, уже начерно зафиксированный в тридцати тысячах знаков. Что я и собираюсь сделать в ближайшие месяцы.
Мой главный мотив очень прост — я хочу поделиться с вами тем, что нашел на пути. Все остальные мотивы вторичны. Никакая внешняя мотивация — деньги, слава, влияние, — не может заставить нормального человека изо дня в день тратить свое личное время (сейчас воскресенье, шесть часов вечера уже понедельник, то же время) на такой отдаленный и непредсказуемый результат, как книга о личном развитии.
Написанные куски я буду публиковать в этом блоге — во-первых, потому что мне проще написать много маленьких отрывков, чем один длинный текст, а во-вторых (что намного важнее) — потому что я уверен, что ваши отзывы помогут мне сделать итоговый текст лучше. А в дополнение к самим текстам буду делиться с вами рассказами о разного рода писательских техниках, с которыми собираюсь много экспериментировать.
Что ж, для предисловия достаточно, переходим к первой главе :)
Путь — это движущаяся граница между мирами. Не принадлежа ничему, но все соединяя, она — просвет, где открывается непотаенное — истина. Поэтому у пути нет ни начала, ни конца, как нет его у истины. Чего бы ты ни достиг, всегда будет еще более древняя тайна и еще более далекая цель.
Каждый миг твоего пути скрывает память о тысячах других моментов, историй и мест, и поэтому вмещает все сущее. В тебе течет кровь бесчисленных поколений — людей, зверей, рыб, доисторических существ от самого зарождения жизни. Как невероятно это пересечение судеб, сошедшихся в одной точке! И в то же самое время вся твоя жизнь — лишь малая частица огромного мира, неуклонно движущегося ко все большему и большему единству.
Путь соединяет самое удаленное, не останавливаясь, пока не будет соединено все. Осознание связи всех вещей и действий — это и есть мудрость, та, что была с Соломоном, та, что стояла у рождения мира, та, что освещает каждого человека, приходящего в мир. И если она хоть раз коснулась твоего сердца, ты к ней причастен.
Заметки по теме
- Путь силы
- Путь сердца
- Путь нельзя назвать
- Путь