Знание - это...

ЗНАНИЕ - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно 3 определенными социальными субъектами и обществом в целом (6) В зависимости от названных критериев 3 может быть разделено на два типа по уровню его функционирования: обыденное 3 повседневной жизни и специализированное 3 (научное, религиозное, философское и тд), а также "перекрывающее" границу уровней профес-сональное и практическое 3 различных социальных общностей и групп Можно также говорить о личностном 3 (и структурах личностного 3, присутствующих в иных модификациях 3, в частности, согласно Полани, - научном) Различают также структуры явного, предъявленного, рационально (или иным образом) оформленного (выражаемого), и неявного (латентного) 3, локализуемого в структурах накопленного социокультурного опыта и подсознании субъектов Кроме того, в явном, как правило, специализированном, реже профессиональном и в специфическом виде в некоторых случаях - практическом 3 можно выделять "предметное", направленное на объекты, процессы, явления (как на уровне ситуативной данности, так и на уровне глубинных инвариантов), 3 и метазнание (3 о 3 и возможностях работы со 3) Особые знаниевые практики, проникающие в метазнание, но иногда и в 3 "предметное", презентируют методология (3 о способах, методах, возможностях и целях получения 3, а также о технологиях работы с ним) и рефлексия (философская, методологическая, деятельностная) Внутри философии оформились как самостоятельные дисциплинарные области: эпистемология ("учение о 3") и гносеология ("учение о познании"), на междисциплинарном научном уровне - науковедение и различные "метрии" (наукометрия, ак-сиометрия, искусствометрия и тд), внутри дисциплинарных 3 - социология 3, например, специально "сконструированные" практики и технологии На особый самостоятельный статус в этом отношении в настоящее время претендует методология, в частности, в лице системо-мыследеятельност-ной методологии (СМД-методология) Как особые виды сейчас стали рассматриваться мистическое 3, "оккультное" 3, "пара" - 3 и тд В компаративистских кросскультурных исследованиях (эмпирический уровень); в работах Леви-Брю-ля, Леви-Строса и др (теоретический уровень); в концепциях Шпенглера, Тойнби, Данилевского, Сенгора и др (на уровне философской рефлексии) была осмыслена ситуация наличия разных типов 3 и разного "удельного веса" его видов, наличия разных типов технологии работы со 3 и его "упаковки" в тех или иных культурах и в те или иные исторические периоды Более того, была показана (начиная как минимум с неокантианства) неоднородность того же научного 3, к которому постоянно аппелировала европейская традиция В частности, было специфицировано социогуманитар-ное 3, в котором также была обнаружена его принципиальная плюралистичность (применительно к социологии эту ситуацию хорошо зафиксировал К Штомпка в девизе: "Много социологии для одного мира") Тем самым оказалась дискредитированной (под сомнение в иррационалистически и мистически ориентированных концепциях она ставилась и ранее) претензия европейского Разума на его адекватное выражение прежде всего (или даже единственно) в рационалистически или эмпирически трактуемой науке как "подлинном", "незатемненном" и тд 3 "Традиционные" представления о 3 подрываются и социокультурными реалиями "постиндустриального", "информационного" и тд общества, превратившего знаниевые и образовательные практики, наряду с экономическими и политическими, в доминирующие, и поменявшими "режим" их производства и функционирования с академически-университетско-институционали-зированного на коммуникативный, а также поставившими вопрос о "техническом", "искусственном" разуме Тем самым возникла необходимость не только отказа от редукции 3 исключительно к научному и (или) философскому, но и потребность переопределения самого феномена 3 в терминах разных типов "логик" и "рациональностей" с меняющимися реальными доминантами в конкретных исторических и социокультурных ситуациях К настоящему времени обозначились основные векторы движения в этом направлении 1) В современных теориях 3 и образовательных (трансляционных) технологиях подвергнут критике принцип предметной фрагментации 3 и его специализации по узким объектным областям Показательно, что "дробление" 3 ведет в пределе к утрате целостного видения отображаемых в 3 областей и объектов, "неулавливанию" глубинных оснований познавательной активности Обозначена проблема "границы" допустимой специализации (например, в социологии, коль есть отношение социальных агентов друг к другу или к чему либо, нет принципиального запрета на возможность формирования новых социологических "дисциплин") и компенсирования 3 как по "горизонтали" (с иными специализированными его сегментами), так и по "вертикали" (надстраивание необходимых уровней концептуализации 3; в социологии, например, известно достаточно много схем уровневой организации 3, в ней же был введен (Мертоном) сам термин "теории среднего ранга (уровня)", наложившие, кроме всего прочего, методологические ограничения на возможность "бесконечного" продуцирования автономных предметных областей 3) 2) Установлено "стирание" предметной специфики 3 на более высоких концептуальных уровнях его организации, выраженность на них тенденций к интегрированию знаниевых систем (теорий и тд) в объемлющее целое, к междисциплинарному синтезу (появление социобиологии или социопсихолингвистики, например) и к комплексированию разнопредметного 3 В рамках последнего предметная спецификация может быть истолкована как возможность смены точек зрения и преобразования одних форм 3 в другие Сам же предмет 3 может тогда пониматься как видение объекта в свете сложившихся исследовательских установок в завис-мости от массива уже накопленного 3 Кроме того, в научном 3 наработан ряд подходов, позволяющих анализировать внутри их методолого-теоретических установок разные предметные области (семиотический, системный, деятельно-стный, структурно-функциональный и тд) 3) Представления о методологической функции 3 и о методологическом значении более концептуализированных уровней 3 по отношению к более низким уровням его организации дополняется (или вытесняется) пониманием методологии как типа вне - и над - предметного 3, формируемого за пределами собственно науки (реже, и философии, если последняя сама при этом не истолковывается как методология) 3 лишается статуса самоценности как конечной цели познания, актуализируются представления о 3 как предпосылке (задаваемое видение) и как средстве (методическо-процедурная компонента) познания Ставится вопрос о релевантности 3 как продукта проблемным полям и ориентациям действующих субъектов Содержание 3 непрерывно проблематизиру-ется, критериально 3 нормативизируется и технологизиру-ется 4) Дискредитируются представления о 3 как продукте, получаемом в режиме открытия ("изобретения"), что абсолютизировало статичность и замкнутость знаниевых систем Акцентируются предзаданность ("организованность") продуцируемого 3, его динамичность и открытость в другие практики, возможность переинтерпретации Наряду с фактическим, теоретическим, методологическим как особый тип начинает рассматриваться 3 проблемное, а проблематиза-ция исходных онтологических оснований истолковывается как "привычный режим" работы со 3 (СМД-методология и др) 5) Иными становятся и представления о способах и механизмах изменения знаниевых систем Пионерскими в этом отношении явились концепции Куна о парадигмальной организации 3 и различные версии (в том числе и Куна) "научных революций", поставившие под вопрос коммулятив-ную схему "накопления" 3 Важны в этом отношении разработки социологии науки (и наукометрии) о механизмах "запрета на повтор (плагиат)", "приоритетности (первенства)" и "публикации", а также культурологии о механизмах с аналогичными "организующими" изменения функциями в других типах 3 и культурах В семиотике предложен механизм "сдвига значений": "новый смысл" в системе 3 понимается как зафиксированный в данном результате сдвиг значения в некоторой группе предшествующих результатов (при этом вероятность признания нового результата тем меньше, чем более инновационно предлагаемое) 6) В социологии культуры, культурологии, педагогике, коммуникативистике и некоторых других дисциплинах разработаны новые способы и технологии трансляции (передачи) 3 При этом 3 истолковывается как сокращенная через обобщение и типизацию для целей трансляции запись видов социально необходимой деятельности (Петров) Проблемой в этом случае является фрагментация наличных массивов 3 в конкретные сегменты деятельности и для конкретных субъектов (индивидов), также как и обратный процесс интегрирования "фрагментов" в целостность Дополнительная задача - институциональное обеспечение этих процессов 7) Анализ логико-гносеолого-эпистемо-логических форм 3 дополняется анализом интрасубъективных механизмов обеспечиния присутствия 3 в актуальном опыте (практиках) в мотивационном, операциональном, коммуникационном аспектах Выявляется зависимость требований к 3 и его параметрам в различных режимах работы с ним (моно-, диа-, полилог; режим "Я-Я", "Я-Он", "Я-Ты" типы отношений и тд) Специально в разных вариантах разрабатываются концепции 3 как результата разноорганизован-ных дискурсов 8) Особый пласт анализов 3 представляют его трактовки как знаковых, текстовых, языковых, категориально-семантических, праксеологических и тд организо-ванностей, вписывающие знаниевые системы в "смысловую рамку" культуры Независимо от теоретико-методологических (парадигмальных и дисциплинарных) ориентации и конкретных задач подобных анализов, речь в них (эксплицитно или имплицитно) идет о конституировании 3 как системы значений или способов кодирования в контекстах форм семан-тизации реальности и в ценностно-символически-смысловых и нормативно-регуляционных системах культуры, образующих ее "язык" При этом под языком культуры может пониматься система отношений, устанавливающая координацию ценностно-символически-смысловых форм для данного типа мышления; это такая система отношений, в которой организуются все смысловые конструкции - восприятия, представления, образы понятия и тд Таким образом, 3 анализируется в своих семантических, синтаксических и прагматических модусах 9) Еще одно направление, проблемати-зирующее сложившиеся представления о 3 и способах работы с ним, - это исследование природы, характера, типов, способов получения 3 в их (не) зависимости от "ментально-стей", организованности мышления, механизмов и форм осоз-нования (неосознания) 3, а также их (не) выраженности и (не) закрепленности в стилях мышления И "оборачивание" этих зависимостей - влияние сложившихся знаниевых систем, их типов, способов, уровня (не) структурированности 3 на способы организации мышления, характер и механизмы познавательной деятельности в целом В этом отношении наработаны схемы влияния 3 на "замыкание мышления на себя", те на утверждение собственной самодостаточности 10) Сформирована исследовательская установка на работу не только со 3, но и с таким концептом, как "незнание" Если в классических подходах незнание трактовалось как "несовершенство" 3, как то, что требует своего перевода в 3, то в ряде современных концепций обнаружение незнания понимается как необходимое познавательное действие, выявляющее области проблем (основа проблематизации), устанавливающее границы возможной работы с имеющимся 3 (уровень притязаний), ориентирующее, направляющее и стимулирующее познание (предпосылка 3, задающая видение), обнаруживающее феномены замыкания мышления на себя и требующее открытия знаниевой системы, ее динамизации Таким образом, будучи направленным на получение нового 3, незнание всегда описывается в терминах существующего 3, являясь его неотъемлемым дестабилизирующим компонентом 11) Наконец, принципиальные выводы для понимания 3 следуют из анализов взаимоотношений специализированного (научного) и повседневного (обыденного) уровней 3, проделанного прежде всего феноменологической философией и социологией, и механизмов взаимопонимания между носителями разных знаниевых систем как внутри одной культуры, так и в межкультурных взаимодействиях, всесторонне разрабатываемые в культурной антропологии и этнометодо-логии


Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики
Знание — результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). 3. фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают...
Философский словарь
- результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). 3. фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают обыденное и...
Философский словарь
— добровольная обществ, орг-ция в СССР, созданная в 1947 для распространения политич. и науч. знаний. Руководящий орган -Правление, избираемое на всесоюзных съездах сроком на 4 года. Всесоюзное об-во объединяет 15 об-в «З.» союзных республик. Первичные орг-ции общества «З.»...
Философский словарь
- обычно понимается как обладание истиной. 1) В античной философии различали два вида знания - гнозис (знание внутренних глубин космоса и человека) и эпистеме (знание вещей, достигаемое научными методами). противополагалось мнению (doxa) - разумно не продуманному убеждению. 2)...
Философский словарь
- самое общеевыражение для обозначения теоретической деятельности ума, имеющей притязание на объективную истину (в отличие, например, от мышления или мысли, которые могут быть заведомо фантастичны). Вопрос об условиях, при которых, и об основаниях, по которым результаты нашей...
Философский словарь
- достоверная (!) информация, хранящаяся в памяти, правда. Вопросом является только "знание чего?". Во многих случаях индивидуум что-то знает, но не знает главного - чем именно является это "что-то"! Типичным примером ситуации является мозаичность мышления....
Философский словарь
подтвержденный практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, приведшего к обретению истины. характеризует относительно верное отражение реальности в мышлении человека. Оно демонстрирует обладание опытом и пониманием, позволяет осваивать...
Философский словарь
- результат процесса познания, адекватное отражение действительности в сознании человека.
Философский словарь
— результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к.-л. знаковой форме. Стремление понять, что такое 3. и чем оно отличается от др. продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались разрешить проблему: чем 3. (...
Философский словарь
ЭпохаРенессанса была временем великого подъема искусства и независимого научного исследования. Куда труднее определить, что она означала для религиозной и религиозно-нравственной жизни. Русский философ И.А. Ильин справедливо заметил, что интегральным понятием всей культуры...

Поделиться:

Реклама