Знак - это...

(в психологии) (англ. sign) - компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением др. людей. Впервые возникшее при использовании орудий трудаопосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке последней за счет применения 3. Орудийные и знаковые опосредствования составляют специфическую черту деятельности и психики человека, возникая как средство социальной связи и воздействия на других. 3. (напр., словесный), опредмечивая и объективируя идеальный образ действия, дает возможность человеку преобразовывать поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом, др. словами, 3. становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции (Выготский Л. С, Леонтьев А. Н.).3. выступает в двух планах: в социальном - как продукт истории культуры человеческого рода и в психологическом - как орудие психической деятельности конкретного человека. 3. человеческой культуры являются язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и т. д. Развиваясь и обособляясь в знаковые системы (естественные языки как средство общения, искусственные и условные языки символики и формализации в познании и др.), 3. из средства передачи общественного опыта превращаются в средство изменения и совершенствования этого опыта; связанная с этим эвристическая роль 3. в познавательной деятельности возникает на основе временного отвлечения от реального объекта и м. б. корректно осуществлена при условии проверки итогов формальных преобразований, содержательной интерпретации их, сопоставления с явлениями внешнего мира. См. Значение, Семантика, Семантический треугольник, Семиотика.Добавление: 1. В генетической психологии рассматривается специфика знаково-символических и материальных средств в ходе психического развития ребенка. Ребенок через общение со взрослыми усваивает значение и функцию 3., что приводит к перестройке его психики. Когда ребенок начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка - ребенку недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Развитие понимания 3. тесно связано с достижениями ребенка во всех видах его деятельности. Овладение значением 3. происходит в игре, в рисовании и др. видах деятельности, где возникает необходимость замещения одного элемента действительности др. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между 3. и значением, поэтому 3. начинает выступать в основной своей функции - функции замещения. Использование предметов-заместителей в игре, каракулей и схем - заместителей в рисовании упражняет и развивает символическую (знаковую) функцию (см. Дооперациональное мышление). (В. С. Мухина.)2. Культура любое свое достижение превращает в 3. То, что не стало 3., не м. б. коммуницировано и никогда не станет фактом культуры, "рассеется как сон, как утренний туман". Августин, Карл и Шарлотта Бюлеры отмечали, а Выготский и Дж, Верч комментировали поразительное явление: младенцы порождают 3., понятные взрослым. Е. Чудинова обнаружила, что любящая мать к 2-3-мес возрасту своего ребенка различает более 10 видов его плача. Движение младенца становится знаковым (помоги!) прежде, чем оно станет исполнительным, достигающим предмет. Иное дело, что младенец узнает последним, что он породил 3. (Выготский). Младенец является творцом культуры, поскольку он порождает свое слово, что, по М. М. Бахтину, характеризует индивидуальность. Порождаемые младенцем 3. представляют собой эмбрион культуры, бурно прорастающий в знаковые системы, выработанные человечеством, поскольку он уже не вполне натурален, а соприроден. См. Пролепсис. (В. П. Зинченко.)


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Знак — предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о З. — семиотика, возникшая во второй половине XIX — начале ХХ в., связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и др. и традиционно подразделяемая на...
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
материальный чувственно-воспринимаемый объект, который символически, условно представляет и отсылает к обозначенному им предмету, явлению, действию или событию свойству или отношению предметов, явлений, действий или событий сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и тому...
Словарь Логики
Знак - материальный предмет, воспроизводящий свойства, отношения некоторого другого предмета. Различают языковые и неязыковые З. Среди последних выделяют три разновидно­сти. 3. - копии обладают определенным сходством с представля­емыми ими объектами, напр. фотографии, отпечатки...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ЗНАК — современные лингвистика и структурализм рассматривают "знак" как термин, обозначающий "понятие" или "значение". То есть под знаком понимается некий условный объект — чувственно воспринимаемый предмет или явление, — представляющий при...
Философский словарь
- материальныйпредмет, воспроизводящий свойства, отношения некоторого другого предмета. Различают языковые и неязыковые З. Среди последних выделяют три разновидности. 3. - копии обладают определенным сходством с представляемыми ими объектами, напр. фотографии, отпечатки пальцев...
Философский словарь
- традиционно - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения,...
Философский словарь
- предмет, служащий замещению и представлению другого предмета (свойства или отношения) и используемый для хранения, переработки и передачи сообщения. 3. - это интерсубъективный посредник, структур-медиатор в обществе. В индоевропейских языках, замечает К. Бюлер, этимоны двух...
Философский словарь
- материальныйпредмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства, отношения и используемый для обработки информации.
Философский словарь
Франц. SIGNE, анг. SIGN, нем. ZEICHEN. В традиционном структурализме, особенно в его французском варианте, утвердилась соссюровская схема структуры знака, где означающее хотя и носило произвольный характер, но тем не менее было крепко и непосредственно связано со своим...
Философский словарь
- средство указывания, средство, вводящее другие средства в усмотрение. делает заметным подручность вещей. есть подручное средство, показывающее онтологическую структуру подручности. По Хайдеггеру, дорожный указатель улавливается как знак и средство не тогда, когда мы смотрим...

Поделиться:

Реклама