Значение Имени В Мусульманстве - это...
Мусульманские имена давались как детям, родившимся в мусульманских семьях, так и взрослым людям, принявшим ислам. Сами мусульманские имена появились в VIII-IX веках, вместе с распространением ислама. Основную часть таких имен составляли имена арабского происхождения. Однако, среди мусульманских имен нередко можно встретить имена персидского и тюркского происхождения, так как мусульманская вера пришла не только от арабов, но и от многих других восточных народов.
В качестве имени у мусульман очень часто используются имена пророков, ангелов и эпитеты (99 имен) Аллаха, а также имена из истории и традиционные имена. Причем, если ребенку давалось одно из имен Аллаха, то к имени обязательно прибавляли приставку «абд», что переводится как «раб» (Абдулла, Абдуррахим). Наречение новорожденного добрым и красивым именем - очень важная мусульманская традиция. Согласно убеждениям мусульман, сам Пророк Мухаммад всегда выбирал имена только с красивыми и хорошими значениями и призывал к этому своих последователей. Кроме того, по завещанию Пророка мусульманские имена должны быть праведными, подходить под характер человека и приносить ему благословение в течении всей жизни. Пророку Мухаммаду приписываются следующие слова: «в день Воскресения вы будете вызываться по вашим именам и именам ваших отцов» - поэтому мусульманам следовало давать хорошие и благозвучные имена.
К выбору имени в исламских семьях относились с большой ответственностью. Мусульманские имена девочкам и мальчикам давали только после одобрения муллы. Этот обычай соблюдался настолько строго, что его можно даже назвать законом. Возможно такое серьезное отношение к обряду наречения можно объяснить социальным расслоением в исламском обществе. Так, например, имена Мухаммад, Али, Абдаллах Хасан могли носить как сунниты, так и шииты. При этом, шииты не могли называться Усманом (Умаром) или Абу Бакром. Сунниты же, в свою очередь, не могли давать своим детям имена Джават, Таки, Наки или Казим. Во всех этих нюансах мог разобраться только мулла, который, как правило, был очень грамотным человеком. Чтобы понять происхождение этих традиций, необходимо полностью изучить историю ислама. Так, Абу Бакр, Усман или Умар - это халифы, захватившие власть после пророка Мухаммада. Из-за этого, шииты так неприязненно относятся к этим именам, а Джават, Наки, Таки и Казим - почетные лакабы (титулы) шиитских имамов, тех кого сунниты не признают до сих пор. На принадлежность определенному социальному слою влияла даже семантика имени - так, например, значение «царь» имеет суннитское «Алишах» и шиитское «халиф Али».
Большинство арабских имен, ставших основой имен исламских очень благозвучны. Правда некоторые из восточных имен довольно-таки трудны для произношения и даже для восприятия из-за специфических гортанных согласных. Хотя, именно эти гортанные звуки являются особенной красотой арабского языка. Почти все арабские имена имеют прекрасный и уникальный смысл. Так, например, имя Мухаммад, которое, кстати, является самым распространенным в мире, означает буквально: "хвалимый Богом и людьми". Из-за неизгладимого вклада, внесенного в исламскую культуру арабскими именами, эти имена часто отождествляются с мусульманскими.
Особое место среди мусульманских имен занимают татарские имена, которые также многое позаимствовали от арабской культуры. Однако, татарский язык и национальные традиции привнесли в иена других народов свои, национальные оттенки. Общее количество татарских женских и мужских имен превышает 25 тысяч. По разнообразию и количеству татарские мусульманские имена являются одними из первых в мире.
Происхождение татарских имен, а также их развитие неразрывно связано с историческими, экономическими и культурными процессами в обществе. Так, например, хронологически имена на татарском языке распределяются на 3 основных периода:
I-X века - имена, появившиеся под влиянием языческих верований. Это, в основном, тюркские имена, произошедшие от названий тотемов и священных животных. Например, такие имена, как: Буре, Барс, Барсай, Чаныш, Бурекэй, Акпарс и т.п.
X-XX века - имена, образовавшиеся при воздействии ислама и заповедей шариата. Эти, наиболее близкие к мусульманским имена, стали распространяться после принятия в 922 году Ислама (территория Волжской Булгарии). В это время в язык и имена волжско-камских булгар начали активно проникать арабские слова и имена. Тогда же распространились такие имена как: Шамиль, Ришат, Рашит, Хасан, Гумар, Касим, Госман, Гали, Габдулла, Хадиджа, Лейла, Зульфия, Амина, Альфия, Сания и другие.
XX век - имена, появившиеся после революции 1917 года. Антропонимика татарского народа в это время разделилась на несколько путей:
- стали популярны древние, традиционные тюркско-булгарские имена. Например, Айдар, Алмаз, Чулпан, Тимер, Булат, Айсылу и т.п. - архаичные имена, такие, как например, Бикмулла, Сайфетдин, Чаныш, Чалбай, Ташбай и т.п., наоборот, вышли из употребления - появились совершенно новые имена. Например, Ильназ, Гулия, Ирек, Ильсия, Айзат, Айнур, Азат, Ландыш, Лейсан и т.п. - произошло заимствование русских и восточноевропейских имен. Например, Артур, Тамара, Алиса, Марат, Марс, Альбина, Сирена, Юлия, Регина, Аида, Эдуард, Рафаэль, Дамир, Резеда, Роберт, Луиза, Ленар и т.п.
При этом, большинство татарских имен (кроме заимствованных русских и «западных») сохранили свое исконное значение, обозначая что-нибудь хорошее. Однако, из-за фонетических особенностей татарского языка, многие мусульманские имена стали звучать совершенно по-другому. Например, популярное татарское имя Руслан возникло из тюркского Арслан (лев) и лишь в XVII веке стало распространяться в России и на Украине.
Смотрите также: значение имени, значение имени в Христианстве
Поделиться: