Значение Имени В Христианстве - это...
Эзотерическое значение христианских имен заключается в той незримой связи, которая устанавливается между нареченным и одноименным святым. Считается, что святой оказывает своему «тезке» духовную помощь и покровительство. Однако, и от носителя имени требуется быть достойным своего заступника.
Форма христианских имен во многом зависела от языка, культурных традиций и предшествовавшей христианству религии. Так, например, на Руси христианские имена давались на основе богослужебных книг, доставленных на Русь еще при князе Владимире. Эти книги писались на церковнославянском языке, близком в то время к языку македонцев и болгар. Благодаря этому, форма имен оказалась сравнительно близкой к современной народно-разговорной, так как большинство имен адаптировалось в южнославянских говорах перед тем как попасть на Русь.
Христианские имена появились на Руси задолго до принятия христианства в качестве официальной государственной религии. Об этом свидетельствует, в частности, опубликованный архиепископом Сергием Сирским месяцеслов V века, содержащий 181 мужское имя и 11 женских. Причем, уже в это время формы христианских имен были значительно русифицированы.
После принятия христианства, полученные при крещении имена, вплоть до XVII века сосуществовали наравне с древнерусскими, полученными при рождении. При этом, христианское имя получало роль официального, а «родным» именем человека называли члены семьи и близкие друзья.
По своему значению христианские имена полностью отличаются от старорусских. Так, например, христианские (календарные) имена почти не соприкасаются с русской лексикой - в отличие от древнерусских, произошедших от слов русского языка. Современные попытки буквально перевести смысл христианских имен не имеют никакой ценности в разгадке их значения, так как само имя при этом теряет связь с историей и культурой. Чтобы понять влияние христианского имени, необходимо знать не только «биографию» святого, в честь которого оно было присвоено, но и народные традиции. Ведь на многие имена приходилось по несколько святых, и ребенку в дальнейшем предстояло самому, обстоятельно ознакомившись с «житиями святых», выбрать себе заступника и пример для подражания. В этом плане, характерна биография великого русского полководца Александра Суворова, выбравшего себе в качестве покровителя Александра Невского и во многом повторившего его судьбу.
Лишь с XVII века христианские имена получили значение единственного имени человека, а древнерусские имена, на основе царских указов, перешли в разряд прозвищ. Многие из них стали фамилиями, до сих пор сохранившими свое исконное звучание и наравне с именем влияющими на судьбу человека.
Так как имя христианина соотносилось с именем Святого, то и отношение к имени всегда оставалось почтительным и возвышенным. Для почитания Святого, в честь которого был назван человек, устраивался специальный праздник - именины (день тезоименитства). В этот день христианин мог отвлечься от повседневных забот, поразмыслить о высшем предназначении, вспомнить о своем небесном покровителе, помолиться и поблагодарить его. Православные именинники в этот день обычно посещали церковь, причащались и исповедовались, ставили своему Святому свечку и прикладывались к иконе с его ликом. В честь именин также часто посещали святые места.
Поскольку имя, согласно церковным правилам, давалось исходя из даты рождения, то день рожденья и именины, как правило, совпадали. С тех давних пор пошла традиция называть именинником человека, празднующего свой день рождения. В настоящее время именины и день рожденья человека обычно различаются. Поэтому печь «именинный пирог», петь «каравай» и поздравлять «с именинами» того, кто просто отмечает свое n-летие, просто не имеет смысла. Некоторые, особо рьяные «почитатели традиций», действительно отмечают именины, причем, несколько раз в год. Это также лишено всякого смысла - ведь день именин посвящался конкретному Святому, а не всем Святым с таким же именем.
Однако несмотря на искажение традиций и утрату связи поколений, культурные и христианские традиции постепенно возрождаются. Все чаще можно встретить детей со старинными русскими именами. Традиционным в последнее время стало также крещение детей и посещение церкви по большим праздникам. Кстати, христианское имя упоминается не только в день именин. Начиная с крещения, при любых обрядах («за здравие раба божьего...», «венчается раб божий...») человек всегда называется по имени. И даже после смерти, данное церковью имя навсегда остается в памяти его родных и близких - будь то поставленная «за упокой души раба божьего...» свечка или выпитая «за упокой души» рюмка.
Уточнить дату своих именин очень просто - достаточно заглянуть в специальный календарь (Святцы) и найти Святого с таким же или наиболее схожим именем. Если Святых с таким же именем, как и у вас, несколько, то нужно выбрать ближайшего по дате рождения. Однако далеко не для всякого современного имени в Святцах можно найти что-то созвучное. В этом случае, лучше всего, конечно же, обратиться к священнику и пройти обряд Крещения. При этом, новообращенному дается второе имя, которое и становится именем его Святого, а Крещение, в свою очередь, становится вторым рождением.
Данная статья не является частью словаря А.М.Степанова. Размещена исключительно по инициативе администраторов сайта.
Смотрите также: Значение имени, Значение имени в Мусульманстве
Поделиться: