Змей - это...

ЗМЕЙ, Змея (от общеслав. [земля] — земляная, ползающая по земле; подлинное название табуировано и утрачено) — один из древнейших и наиболее устойчивых архетипов человеческого сознания, общераспространенный символ в различных религиозных системах. В древнейших языческих религиозных представлениях (см. Язычество) З. имеет амбивалентную природу. С одной стороны, З. предстает как особо почитаемый символ плодородия и сексуальности. Он в равной степени связывается с мужским оплодотворяющим началом и почитается в фаллических культах, а также с женской производящей силой, со стихией воды, дождя, с огнем домашнего очага и небесным огнем (более поздний инвариант — расщепление З. как воплощения воды и огня и их противоборство). З. — непременный атрибут культов плодородия и сексуальности (З. — священное животное египетской Исиды [см.], воплощение египетской богини плодородия Рененутет, крылатыми змеями запряжена колесница греческой богини плодородия Деметры; статуэтки богинь со змеями в руках дошли от крито-микенской культуры и т. п.). С другой стороны, З. предстает как олицетворение зла, в т. ч. и мирового зла (вероятно, в силу опасности реальной З. для человека и устойчивого страха перед ней). В связи с этим рождается широко представленный в мировой культуре архетипический змееборческий (драконоборческий) мотив, в основе которого — сражение бога или героя со З. (драконом; представление о последнем рождается из контаминации образов З., птицы и коня). Этот мотив пронизывает всю мировую культуру; в этом ряду — египетский миф о победе бога солнца Ра над З. Апопом, каждую ночь выпивавшим воду подземного Нила; сюжет о сражении шумерского, а затем аккадского Гильгамеша с олицетворением зла и ужаса Хувавой (Хумбабой); победа вавилонского Мардука над богиней-бездной Тиамат, изображавшейся в виде водяной змеи; в греческом олимпийском мифе — сражение Зевса с Тифоном, Аполлона — с Пифоном; Персей, убивающий Горгону-Медузу, на голове которой — змеи; подвиг Геракла, убивающего лернейскую гидру; фольклорные сюжеты о сражениях героев со З., в т. ч. со З. Горынычем в русских сказках; в этом же ряду — сюжеты западноевропейского средневекового эпоса (Поэма о Беовульфе, Песнь о Нибелунгах и др.).

Образ З. кардинально переосмысливается в иудаизме и христианстве, приобретая однозначно негативный смысл. Так, в Танахе (см.; см. также Ветхий Завет) не случайно именно З. становится искусителем (и одновременно орудием испытания в Божьих руках) первых людей (см. Грехопадение, Тора, Адам, Ева). Согласно иудейскому подходу, З. является воплощением йецер ѓа-ра — злого намерения, дурного инстинкта, рождающегося в человеке. Согласно христианской экзегезе, в З.-искусителе воплотился сатана. Архетип борьбы со З., олицетворяющем мировое зло, варьируется в христианской легенде о Георгии Победоносце.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
символ сокровенной мудрости и великих тайн символ силы в чистом виде, энергии как таковой отсюда вытекает его амбивалентность и многозначность. Многие культы змея и духа змея связаны с символизмом морских вод. Змеи являются стражами источников жизни и бессмертия, а также...
Библейская энциклопедия
Змий, змей, змеи (Быт. III, 1) — животное пресмыкающееся, отличающееся своей хитростью (Мф. X, 16), равно как паническим страхом, который оно наводит на человека и животных. Известно более 600 видов этого пресмыкающегося, большая часть которых действительно ужасны по своей силе...
Библейская энциклопедия Брокгауза
1) евр слово танним (в Септуагинте - "дракон"), передаваемое в Синод пер как "змей", "дракон" или "крокодил", обозначает, как правило, морское чудовище (Пс 73:13; Иез 29:3; 32:2) Почти идентичное значение имеют слова см Левиафан и см Раав (2) Слово танним встречается в Быт 1:21...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Змей, медный, изваяние З, сделанное из меди или бронзы, к-рое Моисей выставил в пустыне, вероятно, в районе см Пунона, на высоком шесте Все израильтяне, ужаленные змеями, к-рых Господь послал им в наказание, спасались, взглянув на медного З (Чис 21:1-9) С этим ветхозаветным...
Энциклопедия мифологии
змея, представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождём, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом - с другой. Изображения, относящиеся к концу...

Поделиться:

Реклама