Змей - это...
ЗМЕЙ, Змея (от общеслав. [земля] — земляная, ползающая по земле; подлинное название табуировано и утрачено) — один из древнейших и наиболее устойчивых архетипов человеческого сознания, общераспространенный символ в различных религиозных системах. В древнейших языческих религиозных представлениях (см. Язычество) З. имеет амбивалентную природу. С одной стороны, З. предстает как особо почитаемый символ плодородия и сексуальности. Он в равной степени связывается с мужским оплодотворяющим началом и почитается в фаллических культах, а также с женской производящей силой, со стихией воды, дождя, с огнем домашнего очага и небесным огнем (более поздний инвариант — расщепление З. как воплощения воды и огня и их противоборство). З. — непременный атрибут культов плодородия и сексуальности (З. — священное животное египетской Исиды [см.], воплощение египетской богини плодородия Рененутет, крылатыми змеями запряжена колесница греческой богини плодородия Деметры; статуэтки богинь со змеями в руках дошли от крито-микенской культуры и т. п.). С другой стороны, З. предстает как олицетворение зла, в т. ч. и мирового зла (вероятно, в силу опасности реальной З. для человека и устойчивого страха перед ней). В связи с этим рождается широко представленный в мировой культуре архетипический змееборческий (драконоборческий) мотив, в основе которого — сражение бога или героя со З. (драконом; представление о последнем рождается из контаминации образов З., птицы и коня). Этот мотив пронизывает всю мировую культуру; в этом ряду — египетский миф о победе бога солнца Ра над З. Апопом, каждую ночь выпивавшим воду подземного Нила; сюжет о сражении шумерского, а затем аккадского Гильгамеша с олицетворением зла и ужаса Хувавой (Хумбабой); победа вавилонского Мардука над богиней-бездной Тиамат, изображавшейся в виде водяной змеи; в греческом олимпийском мифе — сражение Зевса с Тифоном, Аполлона — с Пифоном; Персей, убивающий Горгону-Медузу, на голове которой — змеи; подвиг Геракла, убивающего лернейскую гидру; фольклорные сюжеты о сражениях героев со З., в т. ч. со З. Горынычем в русских сказках; в этом же ряду — сюжеты западноевропейского средневекового эпоса (Поэма о Беовульфе, Песнь о Нибелунгах и др.).
Образ З. кардинально переосмысливается в иудаизме и христианстве, приобретая однозначно негативный смысл. Так, в Танахе (см.; см. также Ветхий Завет) не случайно именно З. становится искусителем (и одновременно орудием испытания в Божьих руках) первых людей (см. Грехопадение, Тора, Адам, Ева). Согласно иудейскому подходу, З. является воплощением йецер ѓа-ра — злого намерения, дурного инстинкта, рождающегося в человеке. Согласно христианской экзегезе, в З.-искусителе воплотился сатана. Архетип борьбы со З., олицетворяющем мировое зло, варьируется в христианской легенде о Георгии Победоносце.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: