Зло, Злоба, Злобный - это...

Эти понятия не обозначают определ человеч свойство или качество, они, скорее, выражают внутр, враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни Добро и З - два полюса, между к-рыми человек должен сделать выбор В самом начале истории человек познал добро и З (Быт 3:1 и след), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творитьдобро собств силами (см Грех):
1) Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в к-ром все подчинялось Его праведной воле И творение это, по мнению Господа, было "хорошо весьма" (Быт 1:31) Бог не желал миру З и не создавал его (об этом говорится в Быт 3 - ср, однако, Ис 45:6 и след) Этому утверждению соответствуют библ высказывания о бренности всего злого (см Пс 5:5; 33:17; 36:9; 139:12; Притч 24:20; Иез 36:29-33), об уничтожении З (дьявола) и об окончат отделении З от добра (Мф 13:49 и след; Откр 20:10,14 и след);
2) полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естеств необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (Быт 2:17), тк создан по образу Божьему (Быт 1:27) Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить к-рый его никто не понуждал В Быт 3 (в гл 3-11 речь идет о грехе, само же слово "грех" впервые встречается в гл 4) впервые говорится о существовании З, но не сообщается о его происхождении Оно просто существует как данность, и из Быт 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, тк все сотворенное Богом было "хорошо весьма" Далее З связывается с личностью, к-рая получает имя "лукавый" (Мф 13:19; Еф 6:16; 1Ин 2:13 и след; 5:18) Но и здесь сведения о происхождении "лукавого" отсутствуют;
3)лукавый - это см Дьявол (от греч диаболос), сеющий раздор и смуту Этим и определяется сущность З Все, что нарушает Божийпорядок и мешает планам Господа, есть З, а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле То, З - это любое существо или явление, от к-рых исходит противление Богу (Втор 1:34 и след; Иер 13:10; Флп 3:2; 2Фес 2:3 и след) Но злоба - это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество Тем самым, З - не просто пассивный "противник": злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью При этом З, "духи злобы" (Еф 6:12), стремятся к воплощению (Лк 8:32; 11:24-26 см Одержимость, одержимый, бесноватый) По примеру воплощения Духа Божьего в христ Церкви, З тоже стремится обрести телесную форму (Пс 63:3) В евр тексте этого стиха употреблено то же слово - сод, к-рое обычно служит для обозначения "совета" народа Божьего (Иез 13:9), "сонма" святых (Пс 88:8) и даже "совета" Господа (Иер 23:18,22); в Пс 110:1 "совет" праведных отождествляется с общиной;
4) З стремится распространяться Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божеств порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеч теле (Мк 9:20-22; Лк 13:16), в браке (1Кор 7:5), в вопросах собственности (Мих 2:1) и в человеч отношениях (Притч 15:28; 17:4; Втор 15:9; Ис 9:16) Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Иов 1-2; Мф 5:10; 1Фес 2:14-16) С тех пор как через человека З проникло в мир (Рим 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир В Библии говорится о "лукавом веке" (Гал 1:4; ср 1Ин 5:19), об оскверненной лукавством земле (Иер 3:2; ср Чис 13:20), о злых зверях (Быт 37:20, в Синод пер - "хищный"; Лев 26:6, - Синод пер - "лютый"), злом и лукавом времени (Пс 36:19, - Синод пер - "лютое"; Еф 5:16) Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (Рим 7:24);
5) до грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоят разрушить Божийпорядок Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, те к противлению Богу (см Рим 5:14; Мф 4:1-11 и парал места) Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя;
6) З страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (Пс 28:3; 2Кор 11:13-15) и действует "в глубине" и "в темноте" (Ис 29:15; Иез 8:12; Ин 3:19 и след) Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (2Фес 2:8);
7) для совращения человека к З недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (Быт 3:1) Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, к-рое толкает его на непослушание Богу (Рим 7:7 и след; Иак 1:14);
8) осознание З приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, к-рый дает о себе знать после совершения греховного поступка (1Цар 15:24; 2Цар 12:13; Мф 27:3 и след) "Отягощенная" совесть служит человеку предостережением;
9) З кроется в самом человеке (Быт 6:5; Втор 15:9; Мф 24:48; Иак 1:14 и след; 3:14; 4:1 и след)Страх говорит об осознании человеком своих грехов (Быт 3:10; Рим 2:9) Человеч сердце слишком привязано к З (Мк 7:21) Лишь в результате искреннего отречения от З (Пс 118:101; 138:24; Иер 25:5; Деян 8:22) и полного очищения (Иер 4:14) Кровью Христовой (Евр 9:14), а также замены "сердца каменного" (Иез 36:26) живым, сотворенным Богом заново (Пс 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со З, и отвратить его от греха (Притч 24:1) В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (Иер 1:16), либо "при кончине века" (Мф 13:49) Придет время, когда отречься от З будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: "Неправедный пусть еще делает неправду" (Откр 22:11);
10)Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший З, не только искупил человеч грехи (Кол 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1Пет 2:1; Иак 1:21) и побеждать З добром (Рим 12:21) Людям, преуспевающим во З (2Тим 3:13), христиане должны проти-вопоставить добрые дела (Евр 5:14) и свою истинную веру;
11) до полного искоренения З (Откр 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил З (Еф 6:16) Понимая, что его враги - нечеловеч, нечестивые силы, "духи злобы" и "мироправители тьмы" (Еф 6:12), христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: "Избавь нас от лукавого" (Мф 6:13), и тогда верою в "Его Царство" он в этой битве познает силу и славу Бога (Ин 16:33)Христианин знает, что умер для греха (Рим 6:6-8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осуществляться вновь и вновь











Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
энерговуаль (от англ. energy-veil, e-veil, veil) майя, иллюзия. Все отрицательные качества и явления, против которых направлено то или иное мистическое учение. В большинстве случаев злом считается все, что противоречит заповедям учения все, что вредит человеку. Последнее чаще...
Философский словарь
- противоположность добру, составляет с ним дуальную оппозицию, полюса которой находятся друг с другом в состоянии амбивалентности. Оно всегда - гипоцентр. Вектор конструктивной напряженности всегда вдет от 3. 3. - импульс, отталкивает от себя субъекта воспроизводства, придаёт...
Философский словарь
Когда понимаешь, что главные из зол происходят из слепой власти материи и являются неизбежным результатом сил, не обладающих сознанием, и потому ни хороших, ни плохих, возмущение становится бессмысленным, как Ксеркс, наказывающий Геллеспонт. Так осознание необходимости...
Философский словарь
- в этике: противоположность добру, отвержение добра свободной волей человека, своевольное упорство в этом; в христианстве: источник зла - грех как противление благому Богу, гордыня, стремлениестать на место Бога и господствовать над миром. В древней философии зло...
Философский словарь
В широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие З. В более тесном смысле З. обозначает страдания живых существ и нарушения ими...
Философский словарь
- ценность человеческого бытия: кто не знает, что такое зло - тот не знает, что такое добро. Человека равным Богу делает познание добра и зла. Есть такая притча: "Сидит Ева у ручья и любуется цветочками. Подходит к ней маленький Барашек. Ева с ним играет, интересуется,...
Философский словарь
радикальная противоположность добра. В философии различают четыре вида зла: физическое, моральное, социальное и метафизическое. Первое зло, зло физическое, есть то, что причиняет человекустрадание и нарушает его благосостояние (болезнь). Нравственное зло коренится в...
Философский словарь
- категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, к-рое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной...
Новейший философский словарь
ДОБРО И ЗЛО - категории этики и понятия морального сознания, в предельно общей форме показывающие разграничение нравственного и безнравственного, должного и предосудительного в мотивации деятельности и поступках, моральных качествах и отношениях человека, социальных явлениях...
Словарь символов
Силы тьмы, демоны, дьявол, Сатана, Вельзевул, Ангхра Манью или Ариман. Символами зла являются змей, или дракон (за исключением стран Востока), гадюка скорпион, человек-скорпион, ураган, все звери-хищники и отдельные звери рогатые, муравей, единственный глаз Циклопа.

Поделиться:

Реклама