Зхут Авот - это...

ЗХУТ АВОТ (иврит. "заслуги отцов") — в иудаизме — представление о благоволении Бога к сыновьям за заслуги отцов, к потомкам — за заслуги предков. Понятие "З. А." неразрывно связано с представлением о воздаянии, а также о Промысле Божьем — как универсальном (см. Ѓанѓаха), так и индивидуальном (см. Ѓашгаха пратит). Формирование и эволюция понятия "З. А." неотделимы также от идеи коллективной (родовой, народной, общечеловеческой) и индивидуальной ответственности людей перед Богом и историей, перед потомством и грядущим миром. Так, в древнейших текстах иудейского Священного Писания, Танаха, вошедшего в состав христианской Библии в качестве Ветхого Завета, — в книгах Торы, или Пятикнижия Моисеева (см. Моше), — утверждается, что Бог творит милость потомкам любящих Его и соблюдающих заповеди (см. Мицвот) Его вплоть до тысячного поколения: "...И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх 20:6). Когда народ Израиля (см. Йисраэль) вскоре после Синайского Откровения впадает в грех идолопоклонства (см. Авода зара) и сотворяет золотого тельца (см. Золотой телец, см. также Аарон, Моше, Тора), пророк Моше (Моисей) умоляет Бога простить народу этот грех ради его праотцев (патриархов; на иврите — Авот) — Авраама, Йицхака [см.] (Исаака), Йаакова [см.] (Иакова), или Израиля: "Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: "умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно" (Исх 32:13; здесь и далее — Синод. перевод). Всевышний неоднократно обещает сынам Израилевым (т. е. народу Израиля) простить их прегрешения за З. А. — заслуги праотцев (Лев 26:42, 44; Втор 4:31; 7:12—13 и др.); по молитве праматери Рахели [см.] (Рахили) Он обещает собрать ее погибших и рассеянных детей (весь народ) в Землю Обетованную (см.; Иер 31:15—17); Господь обещает ради заслуг Давида и Своего Завета с ним (см. Берит) защищать, спасать и восстанавливать Израильское царство (1 Цар 9:5; Ис 37:35; Пс 89:36—37; 2 Пар 7:18 и др.).

Эти Обетования, касающиеся иногда ближайшей или более отдаленной исторической перспективы, но чаще имеющие эсхатологический характер (см. Эсхатология), не отменяют, согласно логике Танаха, вины каждого человека и всего поколения, а также всего народа Израиля перед Богом и историей, а также ответственности за свою судьбу и судьбу всех (в конечном счете — судьбу человечества). В Торе содержится древняя доктрина наказания за грехи отцов, правда, только до третьего и четвертого рода (Исх 20:5) — в отличие от беспредельной милости Всевышнего, простирающейся до тысячи родов любящих Его. Безусловно, эта идея родовой вины является очень архаичной, но она переосмысливается в силовом поле библейской этики как необходимое условие социально-исторической ответственности каждого за всех (и за свое потомство в первую очередь) и уже в самой Торе — в споре Авраама с Богом о судьбе грешников Седома (Быт 18:23—33) — дополняется и корректируется идеями спасительной (даже для грешников) силы праведников и индивидуальной ответственности каждого перед Богом за свои поступки. Идею о том, что Бог будет судить каждого только за свою вину, но не за вину отцов или детей, усиленно развивают и четко артикулируют "письменные" пророки (см. Пророков Книги), особенно Йирмеяѓу [см.] (Иеремия; Иер 31:29—30) и Йехезкель [см.] (Иезекииль; Иез 18:19—20). Однако до известной степени противоречие между словами Всевышнего в Торе о наказании потомков за грехи предков и Его же словами в пророческих книгах о том, что "сын не понесет вины отца и отец не понесет вины сына" (Иез 18:20), осталось противоречием. Желая разрешить его, законоучители Талмуда пришли к выводу, что слова Торы нужно понимать следующим образом: потомки подвергаются наказанию за грехи предков только в том случае, если они повторяют те же грехи (Брахот 7а; Санѓедрин 27б). При этом, несомненно, у сына грешника гораздо больше "шансов" стать также грешником, повторять неправедный путь отца, как это демонстрирует парадигматически история рода Каина (см.; см. также Тора).

В Талмуде и последующей раввинистической литературе понятие "З. А." подразумевает не только заслуги праотцев всего народа Израиля, но также добрые поступки предка любого человека. Однако при этом подчеркивается (и вновь с опорой на пророческие книги, в частности, на мысль Йехезкеля о том, что "правда праведного при нем и остается" — Иез 18:20), что З. А. недостаточно для спасения души и конечного Избавления (см. Геулла), что право на это нужно подтвердить своими собственными поступками. Более того, добрые дела конкретного человека будут поставлены Всевышним в заслугу ему более, чем заслуги его отца (его предков), и приведут к спасению вопреки злым делам его отца (его предков). Эту мысль — об ответственности человека прежде всего за себя самого — сформулировал рабби Ѓиллель: "Если не я за себя, то кто [за меня]?" (Авот 1:14); далее она развита в трактате Авот де-рабби Натан, комментирующем трактат Пиркей Авот: "Если я не заслужил жизнью моей, кто за меня заслужит?" (12:27). Одновременно в Талмуде и Мидраше содержится мнение, что действенность З. А. исчерпалась (Шаббат 55а; Вайикра Рабба 36:6), однако это не отменяет Союза (Завета), заключенного Богом с праотцами, а также данных Богом Обетований.

Мысль о З. А., простирающихся на потомков, о неотменимости Божьих Обетований звучит также в Послании к Римлянам апостола Павла. Он решительно не принимает мысли, будто Бог должен "отвергнуть народ Свой" (Рим 11:1), и утверждает, что иудеи, даже не принявшие Иисуса Христа как Сына Божьего (см.; см. также Троица) и Мессию (см.; см. также Машиах), остаются избранниками Бога; они — "возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны" (Рим 11:28—29).

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама