Жизненный Мир - это...
ЖИЗНЕННЫЙ МИР (Lebenswelt) - одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля, сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к проблемам мировых связей сознания Такое включение "мировой" исторической реальности в традиционалистскую феноменологию привело к выдвижению на первый план в позднем гуссерли-анстве темы "кризиса европейского человечества, науки и философии" Отвечая на вопрос о сущности и причинах этого кризиса, Гуссерль говорит о "заблуждениях" европейского одностороннего рационализма, запутавшегося в объективизме и натурализме и вытеснившего дух, человеческое, субъективное из сферы науки Разрешить этот кризис призвана, по Гуссерлю, новая "наука о духе", которую он и называет наукой о ЖМ В ее рамках провозглашается зависимость научного познания от более значимого, высокого по достоинству способа "донаучного" или "вненаучного" сознания, состоящего из суммы "непосредственных очевидностей" Это сознание, а также вытекающая из него форма ориентации и поведения и была названа Гуссерлем "ЖМ" Это - дофи-лософское, донаучное, первичное в гносеологическом смысле сознание, которое имеет место еще до сознательного принятия индивидом теоретической установки Это - сфера "известного всем, непосредственно очевидного", "круг уверенно-стей", к которым относятся с давно сложившимся доверием и которые приняты в человеческой жизни вне всех требований научного обоснования в качестве безусловно значимых и практически апробированных Характерными чертами ЖМ Гуссерль считал следующие: а) ЖМ является основанием всех научных идеализации; б) ЖМ - субъективен, те дан человеку в образе и контексте практики, - в виде целей; в) ЖМ - культурно-исторический мир, или, точнее, образ мира, каким он выступает в сознании различных человеческих общностей на определенных этапах исторического развития; г) ЖМ - релятивен; д) ЖМ - как проблемное поле не "тематизируется" ни естественной человеческой исследовательской установкой, ни установкой объективистской науки (вследствие чего наука и упускает из виду человека); е) ЖМ - обладает априорными структурными характеристиками - инвариантами - на основе которых и возможно формирование научных абстракций и тд, а также возможность выработки научной методологии Именно в этом последнем свойстве ЖМ Гуссерль отыскивает искомую основу для обоснования познания, "погрязшего" в объективистских ценностях Эти инварианты - "пространство-временность", "каузальность", "вещность", "интерсубъективность" и тд - не сконструированы, а даны, по Гуссерлю, в любом опыте; в них фундирован любой конкретно-исторический опыт ЖМ и жизненные миры оказываются тождественными, и любое познание обретает поэтому прочный фундамент в конкретной человеческой жизнедеятельности Тобр, по Гуссерлю, достигается преодоление пороков объективизма Такой многообещающий подход оказался, однако, крайне противоречивым, тк инварианты ЖМ являются, по Гуссерлю, "конструктами" абстрагирующей теоретической деятельности, результатом редуцирования человечески-субъективной, смысловой стороны объектов среды как сферы значений, конституированных только трансцендентальной субъективностью Универсальные категории ЖМ возникают, тобр, только в результате отвлечения от всего конкретно-индивидуального, субъективного, что в конечном счете приводит к утрате того же человеческого смысла, что и в односторонне рационалистическом, объективистском естествознании Выходит, конкретно-исторический ЖМ не может быть универсальным фундаментом наук, а последний в свою очередь не может быть конкретно-историческим Жизненность, конкретность, субъективность так или иначе остаются по ту сторону научности Несмотря на осознание этого противоречия последователями Гуссерля, тема "науки о духе" как онтологии ЖМ становится в 20 в самой популярной в феноменологии и экзистенциализме Значение учения Гуссерля о ЖМ определяется тем, что в нем была затронута важная проблема взаимодействия науки и социально-исторической практики человечества; в структуре последней наука и научное познание выступают в роли только одной из ее сфер и потому не являются "самодостаточными самоданностями" Скорее, они во многом определяются другими областями человеческого познания и практики, что предполагает исследование социальной сути научного познания и общественно-исторических функций науки как социального феномена Учение Гуссерля о ЖМ и обозначило весь круг данной проблематики, явившись своеобразным феноменологическим вариантом их анализа и решения Суть феноменологического подхода заключается здесь в том, что этот анализ был осуществлен Гуссерлем сквозь призму первоначальных "данностей" трансцендентального сознания, априорных по отношению к теоретическим систематизациям
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: