Жертва - это...
I ЖЕРТВА
1) с древнейших времен Ж играли важную роль в богослужениях различных народов Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл - от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств ничтожности По свидет-ву Библии, Ж Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт 4:3,4; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5) Ж Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю;
2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип рабства, когда у горы Синайнарод принял от Господа см Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж, а также порядок их принесения К важнейшим видам Ж относятся: Ж всесожжения (Лев 1), хлебное приношение(Лев 2), Ж благодарности, или мирная Ж (Лев 3), а также Ж за грех(Лев 4:1 - 5:13) и Ж повинности (Лев 5:14 - 6:7) Среди этих пяти видов Ж только одна была бескровной: хлебное приношение, к-рое рассматривалось как дополнение к Ж всесожжения (Лев 9:16,17) Различные поводы, по к-рым приносились Ж, отчасти видны уже из их названий (напр, Ж за грех, Ж благодарности); см также пункт V
II ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЖЕРТВЫ
1) основной Ж в израил богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 - 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), к-рую приносили во искупление непреднамер проступков (Лев 4:2) Различаются четыре вида таких Ж: Ж за грех первосвященника (ст 3-12), Ж за грех всего общества Израиля (ст 13-21), Ж за грех одного из правителей народа (ст 22-26) и Ж за грех рядового израильтянина (ст 27-35) Первосвященник приносил в Ж тельца - самое дорогостоящее из жертв животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин - козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10) Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, к-рое он представлял пред Господом То же относилось и к случаю, когда Ж приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31) Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:
а) представление Ж (ст 27 и след) Согл Лев 1:3, жертв животное следовало привести к дверям скинии (см Скиния) Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
б) возложение руки Приносивший Ж возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср 16:21);
в) заклание (Лев 4:29) Провинившийся сам должен был заколоть животное Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды За грехом неминуемо следует смерть(см Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому - по милосердному установлению Бога - разрешалось, чтобы вместо грешника умерла Ж, оплатив своей жизнью его грех;
г)помазание кровью После того как Ж была заклана, к своим обязанностям приступал священник Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря - роги жертвенника всесожжения, если Ж за грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о Ж священника (ст 7) или всего общества (ст 18) (см Окропление, окропить см Чистота, нечистота, чистый, ничистый, очищение) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказат-вом того, что жизнь принесена в Ж и, след, вина оплачена;
д) после принесения в Ж крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;
2) при принесении ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ (Лев 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст 5) Сущность Ж всесожжения состояла в том, что за представлением жертв животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение Ж Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее То, Ж в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали (ст 9,13) Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср Быт 22:2) Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж Жертвами всесожжения были, напр, ежедневные жертвы израил народа - два однолетних барана, к-рых приносили в качестве утренней и вечерней Ж (Исх 29:38-42; Чис 28:3-8; Езд 9:4,5; Дан 9:21);
3)ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ(Лев 2) состояло из плодов земли; оно вместе с Ж возлияния дополняло собой Ж всесожжения (Чис 28:4-6) (При Ж возлияния на жертвенник изливалось нек-рое количество вина, соответствовавшее величине хлебной Ж) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев 2:1), белыйцвет к-рой символизировал чистоту К этой Ж добавляли см Ладан (ст 1,2; в Синод пер - "ливан"), символизировавший молитву (ср Пс 140:2; Лк 1:10; Откр 5:8); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), к-рое символизирует греховность (ср 1Кор 5:6-8) Ж следовало приносить соленой (Лев 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности В хлебное приношение входило также оливковое масло (см Маслина, масло, елей) (Исх 29:40) Те остатки Ж, к-рые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3);
4) МИРНАЯ ЖЕРТВА(Лев 3:3) приносилась из крупного скота - быков (волов) или коров (ст 1-5), или из мелкого - овец (ст 6-11) или коз (ст 12-16) Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, те лучшее от Ж (см Ис 25:6; 55:2) После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время к-рой жертвователь и его родственники ели мясо жертв животного (Лев 7:15) Эта совместная трапеза была одноврем радостным праздником примирения (ср Пс 22:5; Лк 15:23) в Доме Божьем (Втор 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ (Лев 7:12,15; 22:29), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ (Лев 7:16; 22:21; Чис 15:3);
5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев 5:14 - 6:7; 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев 5:16; 6:5) Обряд приношения Ж повинности почти ничем не отличался от обряда Ж за грех(Лев 7:7), только кровь Ж наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;
6) ср также см Обет см Корван см Жертва курения, курение см Жертва возлиянияIII ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ
Один раз в год, в см День очищения, полагалось приносить наиболее торжественную Ж за Аарона и его дом (те за священников), за народ и скинию, а позднее за храм(Лев 16):
1) прежде чем Аарон мог принести Ж за грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств грехов (ст 11-14) Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь "пред лицем Господним" Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника Кровью Аарон кропил крышку (см Крышка) ковчега завета Этим он свидет-вовал перед Господом (см Исх 25:22; Чис 7:89), что жизнь замещающего его жертв животного была отдана, те вина за грехи первосвященника оплачена;
2) для последующей жертвы за очищение народа требовались два козла (Лев 16:5,15,20-28) Одного из них (ст 15) приносили в жертву за грехи всего народа Его кровьсвященник вносил в Святое Святых и окроплял ею крышку ковчега завета, чтобы вновь засвидет-вать пред Богом смерть замещающего народ жертв животного Затем Аарон, как представитель всего народа, возлагал руки на голову живого козла и исповедовал над ним все беззакония и грехи израильтян Козла, несущего на себе грехи народа, отводили в пустыню и там отпускали в знак того, что Господь простил грехи и устранил их из места Своего присутствия (см Азазель);
3)скиния тоже считалась запятнанной, поскольку находилась там, где жил грешный народ; для нее тоже требовался обряд очищения (ст 16-19,33; Евр 9:21) Поэтому Аарон окроплял кровью не только крышку ковчега завета, но и землю перед ковчегом, а также Святое Святых и, наконец, жертвенник всесожжения
IV ПРОРОЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВ
1) по словам ап Павла, ветхозаветные Ж были "образом и тенью" деяния Христа (Евр 8:5) В качестве такого "образа" они были установлены на время действия ВЗ, "только до времени исправления" (Евр 9:10), те до времени прихода Христа Предвещавшие жизнь и смерть Иисуса и только в этой связи обретавшие смысл, ветхозаветные Ж должны были подготовить народ Израиля к приходу обетованного Мессии (Рим 10:4; Гал 3:24);
2) если бы Ж, к-рые израильтяне приносили сначала в скинии, а потом в храме, не имели этого пророч значения, то как следовало бы понимать то обстоят-во, что смерть тельца или другого животного могла искупить вину, к-рую человек возложил на себя своим греховным деянием? Могло ли животное, не имевшее никакого отношения к греховному поступку, замещать см Человека, созданного по образу и подобию Божьему и ответственного пред Богом? "Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр 10:4) То, нельзя утверждать, что Бог прощал грехи, взирая на приносимых в Ж животных: и во времена ВЗ прощение происходило только ради Иисуса Когда Бог взирал на жертвенник, Он видел там не смерть овцы, козы или тельца, а прозревал "Агнца Божия" на кресте Голгофы; Он заранее предвидел кровавую Ж Своего Сына и только на основании этой искупит смерти прощал грешнику его вину Ветхозаветная Ж сама по себе была бессильной, она обретала действенность лишь благодаря новозаветной Ж Иисуса, на к-рую указывала;
3) тем самым грешник в ВЗ получал спасение так же, как и верующий сегодня Его спасало "обратное действие" крестной смерти Иисуса, прообразом к-рой была ветхозаветная Ж В свете искупит подвига Иисуса Ж за грех приобретает след значение:
а) представление Я вижу Иисуса Христа как Ж, принесенную за меня, и верой принимаю Его как своего Искупителя;
б) возложение руки Верой я возлагаю груз своих грехов на моего безвинного Заместителя Иисус несет мои грехи (Ис 53:6,11,12; Ин 1:29; 1Пет 2:24);
в) заклание Неся наши грехи, Иисус пошел на крест и отдал там Свою жизнь Он принял смерть, замещая нас, чтобы искупить наши грехи, чтобы Бог, проявляя Свою праведность, мог оправдать того, кто верит в Иисуса (Рим 3:26);
г)помазание кровью Как первосвященник кровью Ж доказывал пред Богом, что искупит Ж мертва, так и Иисус Христос, наш Первосвященник(Евр 6:20; 7:26; 8:1; 9:11), свидет-вует пред лицом Отца о Своей искупит смерти (Евр 9:24; 7:25; Рим 8:34);
4) в соответствии с этим Ж всесожжения, означающая полную и неогранич преданность Господу, также имеет отношение к подвигу Христа Ибо только Иисус мог принести такую добровольную Ж и быть абсолютно послушным Божьей воле: "Вот иду исполнить волю Твою, Боже" (Евр 10:7) В Гефсиманском саду Он вознес мольбу: "Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк 22:42)Иисус был абсолютно предан делу, порученному Ему Отцом На это совершенное послушание и указывала Ж всесожжения, так же как Ж за грех указывала на Его смерть на кресте (Ин 19:30) Христиане тоже призваны быть преданными Богу Павел пишет, что им, как примиренным с Богом, надлежит представить свои тела "в жертву живую" Это - единств благоугодная Богу Ж (Рим 12:1);
5) в свете подвига, совершенного Иисусом, правильным порядком жертвоприношения будет тот, при к-ром жертва за грех предшествует жертве всесожжения Ж за грех свидет-вует нам о прощении наших грехов и о принятии нас Богом, Ж всесожжения напоминает о том, что наша новая жизнь, обретенная благодаря примирению с Богом во Христе (2Кор 5:17-21), отныне полностью принадлежит Господу Это требование становится выполнимым благодаря тому, что Сам Христос живет в нас (Гал 2:20; Кол 1:27);
6) на примере этих двух важнейших ветхозаветных жертвоприношений становится ясно, каким образом они должны были подготовить народ Израиля к явлению Христа, Который, как Агнец Божий, один только мог принести Ж, способную дать людям искупление и спасение(Евр 9:9-14) Будучи откровением Божьего замысла спасения, ветхозаветные Ж имеют непрехо-дящее значение и для христиан
V ВИДЫ ЖЕРТВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИНЕСЕНИЯ
А Регулярные жертвоприношениях, совершавшихся на израил богослужениях в течение года
Б Ж по особым случаям:
1) добровольная Ж:
а) Ж всесожжения (Лев 1), к-рой сопутствовали хлебное приношение и Ж возлияния (Чис 15:1-12): телец (те бык), овен (те баран), ягненок, горлицы или голуби;
б)хлебное приношение(Лев 2): мука или колосья, елей (те оливковое масло), ливан (те ладан), соль; закваска и мед воспрещаются;
в) мирная Ж (Лев 3; 7:12-14): быки, телицы (те коровы), бараны, овцы, козы; пироги из пресного теста или лепешки с оливковым маслом;
2) Ж посвящения:
а) Ж, принесенные по случаю посвящения в священство Аарона и его сыновей (Лев 8-9) В течение 7 дней: по одному теленку в Ж за грех; по одному барану в Ж всесожжения; по одному барану в Ж посвящения и по одной корзине опресноков (те лепешек из неквасного теста) На 8-й день: от священника - теленок в Ж за грех; баран в Ж всесожжения; теленок и овца в Ж всесожжения; бык и баран в мирную Ж, а также хлебное приношение с оливковым маслом;
б) Ж каждого священника в день его помазания (Лев 6:19 и след): десятая часть ефы пшеничной муки;
в) Ж посвящения левитов (Чис 8:5-22); теленок - в Ж за грех; теленок - в Ж всесожжения вместе с хлебным приношением;
г) Ж начальника каждого из израил колен по случаю освящения скинии (Чис 7): одно серебряное блюдо (весом 130 сиклей) и одна серебряная чаша (весом 70 сиклей), наполненные пшеничной мукой, смешанной с оливковым маслом; одна золотая кадильница (весом 10 сиклей), наполненная курением; один теленок, один баран, один ягненок в Ж всесожжения; один козел в Ж за грех; два теленка, пять баранов, пять козлов, пять ягнят в Ж мирную;
3) см Первородство, первородный;
4) Ж за грехи, совершенные по неведению или по ошибке:
а) Ж за грех(Лев 4:1 - 5:13; Чис 15:24-28): первосвященник - одного теленка; народ - одного теленка в Ж всесожжения (вместе с хлебным приношением и возлиянием) и одного козла в Ж за грех; начальник - одного козла; рядовой израильтянин - одну козу или одну овцу; бедняк - двух горлиц или двух голубей или одну десятую часть ефы пшеничной муки;
б) в Ж повинности (Лев 5:14 - 6:7): одного барана стоимостью "серебряными сиклями по сиклю священному";
5) Ж очищения:
а) за телесную нечистоту (Лев 15:14,15,29,30): две горлицы или два голубя в Ж за грех и в Ж всесожжения;
б) за роженицу (Лев 12): молодого голубя или горлицу в Ж за грех; ягненка в Ж всесожжения; для бедных - двух голубей или двух горлиц в Ж за грех и в Ж всесожжения;
в) за очищение от проказы (Лев 14:1-32) В первый день: две чистых птицы; кедровую древесину; червленую (те красную) нить; иссоп В восьмой день: одного барашка и один лог оливкового масла (11/36 л) в Ж повинности; одну овцу в Ж за грех; одного барашка в Ж всесожжения; три десятых части ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение; для бедных - ягненка и один лог оливкового масла в Ж повинности; двух горлиц или двух голубей в Ж за грех и в Ж всесожжения; одну десятую часть ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение;
г) за очищение дома от "язв проказы" (Лев 14:48-53): то же, что для прокаженного в первый день;
д) для приготовления очистительной (см Вода, III, 2) воды (Чис 19): одну рыжую корову; кедровую древесину; иссоп; червленую шерсть;
е) за убитого (если убийца неизвестен) (Втор 21:1-9): одну телку;
6) Ж, приносимые назореями (см Назорей, Назарянин) (Чис 6):
а) если обет назорейства прерван: ягненка в Ж повинности; двух голубей или горлиц в Ж за грех и в Ж всесожжения;
б) по окончании обета: одну овцу в Ж за грех; одного барана в Ж всесожжения (с хлебным приношением и Ж возлияния); барана в мирную Ж и корзину пресных хлебов и пресных лепешек, помазанных оливковым маслом;
7) приношение ревнования или воспоминания (Чис 5:11-31; см Брак, IV,2): десятую часть ефы ячменной муки без оливкового масла и ладана;
8) Ж при исчислении израил народа (Исх 30:12-15): половину сикля за каждого исчисляемого
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: