Женское Чтение - это...

В основе этого понятия лежит утверждение, что существует специфическая женская текстовая рецепция и любой текст может быть проанализирован с женской/феминистской точки зрения. Определение "женское" в данном случае используется не для обозначения гендерного авторства, а указывает на различия сексуальных стилей текстуальных практик. Если традиционные культурные стереотипы мужского восприятия строятся по модели рациональной "я"-идентичности, то женское чтение основывается на множественном психологическом и социальном женском телесном опыте. В феминистской критике существуют различные литературные концепции женского чтения, отражающие концепцию чтения как "женского желания", то есть чтения частного, детализированного, чувственного, строящегося по принципу "часть вместо целого": "этика чтения" Алис Жарден, "фривольное чтение" Элизабет Берг, чтение как "транс-позиция" Кэтрин Стимпсон, чтение как "гендерная маркировка" Моник Виттиг, "сверх-чтение" Нэнси Миллер (как "чтение между строк", "дешифровка молчания", "заполнение бреши репрессированной экспрессии"); "восстанавливающее чтение" Сьюзан Губар и Сандры Гилберт (то есть обнаружение второстепенных женских авторов, репрезентация анонимного женского опыта и переживания); "экстатическое чтение" Джудит Феттерлей ("чтение женщиной женских текстов может быть и является эротизированным чтением"). Задача феминистской критики - научить женщину "читать как женщина" - а это, по словам Джудит Феттерлей, значит: освобождать новые значения текста с точки зрения женского опыта; реализовывать право выбирать, что в тексте является наиболее значимым для женщин. Наиболее систематически принципы понимания женского чтения изложены в статье Аннетт Колодны "Карта для перечтения: гендер и интерпретация литературных текстов". В конце 80-х гг. ХХ в. понятие женское чтение подвергается философской проблематизации.


Поделиться:

Реклама