Зевулун - это...
ЗЕВУЛУН, Звулун (иврит. "обитель", "обиталище", "жилище"; в рус. традиции — Завулон) — в Библии иудаизма — Танахе, вошедшем на правах Ветхого Завета в состав христианской Библии, — десятый из двенадцати сыновей патриарха Йаакова [см.] (Иакова) и шестой из шести сыновей, рожденных ему Леей (Лией), родоначальник-эпоним одного из двенадцати колен Израилевых.
З., как и все его единоутробные братья, родился в Араме (Месопотамии), когда Йааков все еще служил пастухом у своего дяди и тестя Лавана. Однако и З., и его старший брат Иссахар родились при особых обстоятельствах. К этому времени Лея родила своему мужу четырех сыновей, но затем Господь перестал давать ей счастье материнства. К тому же все силы Йаакова были отданы его возлюбленной Рахели [см.] (Рахили), которая мучилась тем, что так и не смогла к этому времени родить мужу ни одного наследника. Сострадая ей, Йааков совсем перестал проводить ночи в шатре Леи. И когда однажды ее старший сын Реувен (Рувим) нашел в поле во время жатвы мандрагоры, приносящие, согласно народным поверьям, плодовитость бесплодным женщинам, Лея купила у Рахели за мандрагоры право провести одну ночь с Йааковом. После этого Лея родила еще двух сыновей, и последним — З. Обрадованная, что такое количество сыновей родила она мужу, и уверенная, что теперь он до конца дней будет с ней и будет входить в ее шатер, Лея потому и назвала его именем, означающим "жилище": "И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон" (Быт 30:20; здесь и далее — Синодальный перевод).
Вместе с остальными братьями З. участвовал в продаже в Мицраим (Египет) Йосефа [см.] (Иосифа). Затем, когда тот стал знаменитым хлебодаром Египта, З. отправился с девятью братьями к Йосефу за хлебом и предстал перед ним, не узнавая его. Как и все братья, З. глубоко раскаялся в содеянном, хотя и был давно вместе с остальными прощен Йосефом. После встречи с Йосефом З. вместе с отцом и братьями переселяется в Египет, чтобы там переждать голод, поразивший Кенаан (Ханаан). С З. отправились и три его сына: Серед, Элон (Елон) и Йахлеэль (Иахлеил). В благословении Йаакова своим сыновьям, данном патриархом на смертном одре, о З. сказано: "Завулон при береге морском будет жить, и у пристани корабельной, и предел его до Сидона" (Быт 49:13). Это пророческое предсказание осуществилось позднее при распределении наделов между коленами Израилевыми в Земле Обетованной. Сам З. умер в Египте, но его потомки вместе с остальным еврейским народом в 13 в. до н. э. вышли из рабства Египетского (см. Исход, Тора) под водительством пророка Моше [см.] (Моисея). В предсмертном благословении пророка коленам Израилевым о З. сказано вместе с его братом Иссахаром (их уделы будут расположены рядом): "...веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих. Созывают они народ на гору, там заколают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке" (Втор 33:18—19). Как и в случае с благословением Йаакова, это осуществилось после вхождения в Ханаан.
Колено З. получило в удел один из самых плодородных и благодатных участков Земли Обетованной — северо-западную часть плодородной Изреэльской (Изреельской) долины, а также часть Нижней Галилеи — территорию между озером Кинерет (Генисаретским) и Средиземным морем. В эпоху Судей потомки З. приняли активное участие в борьбе израильтян с притеснявшими их ханаанеянами. Так, зевулуняне откликнулись на призыв пророчицы Деворы (см. Пророки) и Барака из колена Нафтали (Неффалима) вступить в народное ополчение и поразить войско Сисры (Сисары), военачальника царя города Хацор (Асор) Йавина (Иавина). Мужество сынов З., не щадящих своей жизни ради общего дела, прославлено в знаменитой Песни Деворы — древнейшем по времени записи фрагменте библейского текста: "Завулон — народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим — на высотах поля" (Суд 5:18). Колено З. входило также в коалицию племен, сражавшихся под руководством Гидона (Гедеона) против мидьянитян (мадианитян). Среди потомков З. был один из Судей Израилевых — Эйлон (Елон), который судил народ Израиля десять лет после Йифтаха [см. Пророки] (Иеффая). После гибели первого израильского царя Шауля [см. Пророки] (Саула) колено З. поддержало Давида и прислало ему самое большое войско из всех западных колен — пятьдесят тысяч человек. О тесной связи и далее колена Йеѓуды [см.] (Иуды) и колена З. свидетельствует то, что потомки З. участвовали в праздновании Песаха [см.] (Пасхи) в годы правления иудейского Хизкияѓу (Езекии), укреплявшего Единобожие. Пророк Йешаяѓу [см.] (Исаия) уже после гибели Северного Израильского царства, угона в плен большинства жителей удела З. и заселения его язычниками, упоминает пострадавшую землю З., а пророк Йехезкель [см.] (Иезекииль) видит ее в видении возрожденного Израиля и Иерусалима, в котором одни из двенадцати ворот будут названы именем З.
В христианской традиции надел колена З. имеет особое значение, ибо он связан с теми местами, где прошла большая часть жизни и осуществлялась миссия Иисуса Христа: Кинерет — Генисаретское озеро (Галилейское море), города Нацерат, или Нацрат (Назарет), Кана Галилейская, Тверия (Тивериада), гора Тавор (Фавор). При этом особым образом прочитывается и интерпретируется пророчество Йешаяѓу о земле З. и Нафтали как о месте, которому предназначено сыграть особую роль в жизни Иисуса: "Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. ...Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис 8:2 — 9:1, 5; в Септуагинте и Русской Библии — 9:1—2, 6). Однако и в еврейском сознании с областью Галиль (с Галилеей) и с уделом З. связана особая память: к концу эпохи Второго Храма (см. Храм), а затем после его разрушения в 70 н. э. еврейское население Галилеи очень возрастает, туда перемещаются главные центры еврейского самоуправления и учености — в Циппори, Бет-Шеарим, Йодфат.
В последующей иудейской традиции З. рассматривается как родоначальник одного из самых бескорыстных колен Израилевых, которое все доходы от торговых дел отдавало на распространение света Торы — поддержку занимавшихся изучением Торы мудрецов из колена Иссахара. Согласно текстам Мидраша, на особом нагруднике первосвященника Аарона — хошен мишпат ("нагрудник судный") — с коленом З. был связан йалом (алмаз), на котором было написано имя З. Этот белый драгоценный камень должен был напоминать о белом кресле купца. По преданию, алмаз способствует успехам в торговле, что соответствовало основному занятию колена З., помогавшего таким образом Иссахару. Колено З. располагалось во время стоянок на пути через пустыню с восточной стороны от Скинии Завета потому, что с востока исходит свет, а это колено содействовало распространению света Торы. На знамени З. был изображен корабль на белом поле как знак того, что это колено будет заниматься морской торговлей и отдавать свои деньги на поддержание Торы. Белый цвет знамени символизировал чистоту их помыслов.
В европейской литературе З. является одним из героев романа Т. Манна "Иосиф и его братья" (1933—1944). Писатель всячески подчеркивает тяготение З. к изящной и роскошной жизни, к вольной морской стихии и торговым судам, его пристрастие к запаху моря и смолы. Он старался "походить на финикияна с окладистой стриженой бородой и короткими вьющимися волосами, в пестроузорчатом кафтане, который прикрывал только одно плечо, а на другом, убегая под мышку, не прятал рубахи; ибо он мечтал о море, о гаванях и не хотел быть пастухом" (перевод С. Апта). Именно З. одним из первых поверил, что под одеждой знаменитого египетского хлебодара — их родной брат Йосеф: "Под своим облачением ты, брат наш Иосиф, который защитит нас от гнева хлеботорговца. ...с другой стороны, мы хотели бы, чтобы хлеботорговец защитил нас от брата, которому мы некогда причинили зло". Вместе с другими братьями он предстает на картинах европейских художников, обращавшихся к истории Йосефа.
Г. В. Синило
Поделиться: