Зеруббавель - это...

ЗЕРУББАВЕЛЬ, Зруббавель (иврит. передача вавилонского имени Зер-Бабили — "семя Вавилона"; в рус. традиции — через греч. посредство — Зоровавель) — согласно иудейской Библии (см. Танах), вошедшей в христианскую Библию на правах ее первой части — Ветхого Завета, потомок израильского царя Давида, внук (или внучатый племянник) царя Иудеи Йеѓойахина (Иехонии), угнанного в Вавилонский плен вместе с другими иудейскими пленниками в 597 до н. э. Навуходоносором II. Таким образом, царевич З. родился в Вавилонском плену и стал тем, кто возглавил первую волну возвращения иудеев из плена в 538 до н. э., после завоевания Вавилонии Персией и эдикта царя Кира. З. вместе с Первосвященником Йеѓошуа (Иисусом) возглавил восстановленную иудейскую общину и руководил строительством Второго Храма (см. Храм) в Иерусалиме.

Однако сведения, содержащиеся в Танахе о З., несколько противоречивы. В первой главе Книги Эзры (Ездры), рассказывающей о возвращении изгнанников в Иудею после эдикта Кира, имя З. не упоминается. В качестве наместника Иудеи, назначенного Корешем, фигурирует иудейский князь Шешбаццар (Шешбацар), которому царь повелел выдать из своих хранилищ драгоценную утварь, вывезенную некогда Навуходоносором из Иерусалимского Храма (Ездр 1:8), и "все это взял с собою Шешбацар, при отправлении переселенцев из Вавилона в Иерусалим" (Ездр 1:11). В другом месте Книги Эзры (Ездр 5:14) Шешбаццар назван пэха — "правителем области", "областеначальником". В связи с этим возникло предположение, что Шешбаццар — то же лицо, что и Шенаццар, дядя З., упоминаемый в числе восьми сыновей царя Йеѓойахина (1 Пар 3:18). Однако далее, во второй главе Книги Эзры, З., как и Первосвященник Йеѓошуа, упоминается во главе репатриантов, отправившихся из изгнания в Иерусалим (Ездр 1:2), а в третьей главе повествуется о том, как З. и Первосвященник Йеѓошуа руководили восстановлением Храма. Тем не менее, и дальше в тексте тем, кто положил начало строительству Второго Храма, назван Шешбаццар (Ездр 5:14). По одной из гипотез, Шешбаццар и З. — одно и то же лицо. Всего с З. отправились на родину 42360 евреев.

Точная дата прибытия З. в Иерусалим неизвестна. Согласно Книге Эзры, когда наступил седьмой месяц лунного еврейского календаря, З. и Йеѓошуа собрали весь народ в Иерусалиме на Храмовой горе. Под их руководством был сооружен жертвенник Единому Богу и стали совершаться жертвоприношения — утренние и вечерние всесожжения. Затем по всем правилам, как это предписывает Тора, был отпразднован праздник Суккот, связанный с воспоминанием об Исходе из египетского рабства (см. Тора, Моше) и одновременно с осенним сбором урожая. "И после того совершали всесожжение постоянное, и в новомесячия, и во все праздники, посвященные Господу, и добровольное приношение Господу от всякого усердствующего" (Ездр 3:5; здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, — Синодальный перевод). Богослужения и жертвоприношения совершались во временном Святилище — Мишкане, но "Храму Господню еще не было положено основание" (Ездр 3:6). Итак, предстояло заложить фундамент Второго Храма, построить и освятить его. На этом неукоснительно настаивали пророки, жившие в Иудее в это время, — Хаггай (Аггей) и Зехарья [см.] (Захария). Пророчества Хаггая открываются словом Господним, переданным через пророка З., "правителю Иудеи", и Йеѓошуа, "великому коѓэну" (см. Коѓэн), т. е. Первосвященнику (Ездр 1:1; в Синод. переводе — "великому иерею"), и наказывающим строить Храм вопреки сомнениям народа: "Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: "не пришло еще время, не время — строить дом Господень". ...А вам самим время — жить в домах ваших украшенных, тогда как Дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. ...Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь" (Агг 1:2, 4—5, 8).

Строительство нового Храма, согласно сообщению Книги Эзры, началось во второй месяц второго года по прибытии евреев во главе с З. в Иерусалим. Для этого собрали каменотесов и плотников и стали платить им за их работу серебром, а продуктами питания и оливковым маслом — жителям Цидона (Сидона) и Тира, финикийских городов на побережье Средиземного моря, за доставку кедрового лес из Леванона (Ливана). Как и во времена царя Шеломо [см.] (Соломона), построившего Первый Храм, кедровый лес сплавлялся по морю в Яффу, а затем доставлялся в Иерусалим (при Шеломо был использован также подобный "бартерный" обмен с финикийцами). После возведения фундамента Храма был устроен праздник. Священники в полном священническом облачении трубили в особые ритуальные трубы, а левиты, потомки знаменитого Асафа, певца и музыканта времен царя Давида, играли на цимбалах (кимвалах) и пели хваления Господу: "И начали они попеременно петь: "хвалите" и: "славьте Господа", "ибо — благ, ибо вовек милость Его к Израилю". И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня" (Ездр 3:11). Это был великий праздник и великое чудо возрождения народа Израиля, Иерусалимского Храма. Многие старики вспоминали в этот момент о величии Первого Храма, задуманного царем Давидом и построенного его сыном Шеломо, — Храма, который им еще довелось видеть перед угоном в плен и который теперь лежал в развалинах. Зато на их глазах рождался новый Храм, и слезы скорби смешивались со слезами радости, а горестные восклицания — с криками радости: "...многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний Храм, при основании этого Храма пред глазами их плакали громко; но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного; потому что народ восклицал громко, и голос слышан был далеко" (Ездр 3:12—13).

Однако вскоре в строительстве Храма начались затруднения, вызванные разногласиями между прибывшей из плена иудейской общиной и самаритянами, которые предлагали свою помощь в восстановлении Храма, но З. и иудейские старейшины наотрез отказались принять ее. Это было вызвано серьезным опасением, что перенятые самаритянами языческие обычаи могут заразить и вернувшихся иудеев, что маленький островок Единобожия будет поглощен морем языческим. Оскорбленные отказом, самаритяне начали всячески противодействовать восстановлению Храма и Иерусалима: "И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении..." (Ездр 4:4). Руководители самаритянской общины писали доносы персидским царям о том, что иудеи восстанавливают Иерусалим и Храм с вредительской целью, чтобы затем восстать против Персии, как восставали они ранее против Вавилона. В результате строительство Храма и восстановление стен Иерусалима было приостановлено на семнадцать или восемнадцать лет — до восшествия на престол персидского царя Дария в 521 до н. э.

Именно в промежутке между началом строительства Второго Храма и затем возобновлением приостановленных работ в 520 до н. э. З. являлся подлинным духовным лидером еврейского народа. Он стал также главным героем пророчеств и пророческих видений Хаггая и Зехарьи, которые призывали его во что бы то ни стало продолжить строительство Дома Господня и видели в нем настоящего потомка и продолжателя дела Давида, которому суждено восстановить его царство. Они также видели в новом Исходе, возглавленном З., продолжение великого Исхода из Египта под водительством пророка Моше [см.] (Моисея), связывали возрождение Иудеи с мессианскими чаяниями, с приближением прихода Машиаха [см.] (Мессии), а в З. пытались прозреть или провозвестника Машиаха, или даже его самого. Так, пророк Хаггай пишет: "Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. // Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! // Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, — и это будет скоро, — Я потрясу небо и землю, море и сушу, // И потрясу все народы, — и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф. ...Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир..." (Агг 2:4—7, 9). Хаггай видит в З. особого избранника Всевышнего, предназначенного быть "печатью" Господа и завершить строительство Храма, без чего невозможно преображение всего мира: "Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; // И ниспровергну престолы царств и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, одни мечем другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф" (Агг 2:21—23). Пророк Зехарья подчеркивает, что не воинской силой, не силой физической, но силой Духа Господня З. одержит победу и построит Храм, ибо на З. почила благодать Божья: "...это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. // Кто ты, великая гора перед Зоровавелем? ты равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: "благодать, благодать на нем!" ...Руки Зоровавеля положили основание Дому сему; его руки и окончат его..." (Зах 4:6—7, 9). З. предстает в видениях Зехарья как муж с землемерной веревкой, идущий, чтобы восстановить Иерусалим (Зах 2:1—4). Пророк дает ему имя Цемах — Отрасль (Зах 3:8), тем самым утверждая, что З. — достойный росток на, казалось бы, срубленном окончательно древе Давидова рода, росток, на который с особой надеждой смотрит Господь — семь очей, вырезанных на камне перед первосвященником Йеѓошуа: "Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?" (Зах 2:10). Зехарья видит в З. Царя обновленного царства Давида: "...вот человек, Цемах — имя его, и из места своего произрастет он, и построит он Храм Господень, и понесет величие, и воссядет, и властвовать будет на престоле своем, и будет священник на престоле его, и совет и мир будет между обоими" (Зах 6:12—13; перевод Д. Йосифона; в последних строках — намек на союз З. и первосвященника Йеѓошуа; в Синодальном переводе финал переведен как "будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим", а весь фрагмент в христианском прочтении понимается как пророчество о приходе Иисуса Христа [см.] — Небесного Первосвященника).

Чаяния Хаггая и Зехарьи относительно восстановления Дома Господня осуществились: в 520, уповая на смену власти в Персии, но не дожидаясь решения свыше, З. и первосвященник Йеѓошуа продолжили строительство Иерусалимского Храма: "Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их" (Ездр 5:2). Узнав об этом, из Дамаска явился сатрап (областной правитель) Татнай (Фафнай) со своими людьми, чтобы разобраться, дозволено ли это строительство. Решив не приостанавливать его до окончательного выяснения дела ("око Бога было над старейшинами иудейскими" — Ездр 5:5), Татнай направил донесение царю Дарию об успешно ведущемся в Иерусалиме строительстве: "Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро, и успехом идет в руках их" (Ездр 5:8). Татнай докладывал царю, что на вопрос о том, кто разрешил иудеям возводить Храм, старейшины ответили, что получили его от царя Кира, и рассказали ему всю историю Храма, построенного Шеломо и разрушенного Навуходоносором. Татнай просил Дария подтвердить, действительно ли Кир дал распоряжение строить Храм, и изъявить свою царскую волю. По приказу Дария в Экбатане (Екбатане), мидийской резиденции персидских царей, был найден свиток с эдиктом царя Кира. Затем последовало указание Дария не останавливать работы по строительству Храма и — более того — распоряжение выдавать из заречной (т. е. находящейся за Евфратом) государственной подати все необходимое на это строительство.

Итак, строительство Храма продолжилось и завершилось в 515 до н. э. Однако далее ни З., ни первосвященник Йеѓошуа не упоминаются в рассказе об освящении Храма и о первом Песахе [см.] (Пасхе), проведенном по всем правилам Торы (Ездр 6:15—22). Более того, они нигде не фигурируют дальше в качестве лиц, занимавших какие-либо должности. Из Книги пророка Зехарьи можно предположить, что между З. и Йеѓошуа возникли разногласия и что пророк стремился их устранить, примирить двух выдающихся духовных лидеров и руководителей народа. Ничего не известно о дальнейшей жизни З., обстоятельствах и дате его смерти. Создается такое ощущение, что З. куда-то внезапно и загадочно исчез. Возможно, мессианские надежды народа Иудеи на возрождение царства Давида, вдохновляемые и подкрепляемые пророками Хаггаем и Зехарьей, внушили опасения Дарию (тем более, что в первые годы его правления произошло несколько восстаний народов, являвшихся данниками Персидской империи), и тот распорядился устранить З. В 1-й Книге Хроник (1-й Паралипоменон) есть только сообщение о детях З. — семерых сыновьях и одной дочери.

Уже в послепленную эпоху имя З. становится легендарным, а в позднюю (эллинско-римскую) пору существования древнееврейской культуры он становится героем апокрифических сказаний (см. Апокрифы, Псевдоэпиграфы). Так, З. является одним из главных героев 2-й Книги Ездры, дошедшей на греческом языке и включенной на правах девтероканонической (см. Второканонические книги) в христианскую Библию. Эпизоды с З., служащим при дворе царя Дария, представляют собой типичные аггадические предания (см. Аггада). З. предстает здесь как чудесный юноша, поразивший своей мудростью царя Дария и именно им отправленный наместником в Иудею (действительно, хотя пророк Хаггай и называет З. "правителем Иудеи", нет четких сведений, был ли он им до утверждения на престоле Дария или все-таки был назначен наместником именно им). З. оказывается победителем в споре трех юношей-телохранителей, охранявших сон царя и положивших под изголовье царя свои записки с определением в нескольких словах самого сильного на свете. Один ответил, что это вино, другой — царь, а третий — и это был З. — написал: "Сильнее женщины, а над всем одерживает победу истина" (2 Ездр 3:12). Когда царь проснулся, каждый из юношей дал объяснение своим словам. В уста З. неизвестный автор книги вкладывает развернутый афористический пассаж о власти женщин над мужчинами, о подчас роковой власти любви, — пассаж, порой заставляющий вспомнить соответствующие фрагменты из египетского "Поучения Патххотепа" (3 тыс. до н. э.) или Книги Притчей Соломоновых: "Берет человек меч свой и отправляется, чтобы выходить на дороги и грабить и красть, и готов плавать по морю и рекам, льва встречает, и во тьме скитается; но лишь только украдет, похитит и ограбит, относит то к возлюбленной. И более любит человек жену свою, нежели отца и мать. Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин" (2 Ездр 4:23—27). И когда царь и его придворные уже почти согласились с З., он искусно перешел к разговору об истине и доказал всемогущество ее и Бога истины: "О, мужи! Не сильны ли женщины? Велика земля и высоко небо, и быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит круг неба и опять возвращается на свое место. Не велик ли Тот, Кто совершает это? И истина велика и сильнее всего. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды. Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие, и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей; а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века. ...И нет в суде ее ничего неправого; она есть сила и царство и власть и величие всех веков: благословен Бог истины!" (2 Ездр 4:34—38, 40). Изумленный мудростью З., царь пообещал исполнить любую его просьбу. Воспользовавшись этим моментом, З. напомнил ему о некогда данном в день восхождения на трон обещании — отстроить Иерусалим и Храм, вернуть туда драгоценные сосуды (при этом в тексте явные анахронизмы: хотя Иудею опустошили халдеи, т. е. вавилоняне, но Храм сожгли идумеи): "И об этом самом теперь я прошу тебя, господин царь, я умоляю тебя, и в этом величие твое: прошу тебя исполнить обещание, которое ты устами твоими обещал Царю Небесному исполнить" (2 Ездр 4:46). На этот раз Дарий восхищен бескорыстием и благородством З., его глубокими религиозными и патриотическими чувствами. Поцеловав юношу, он пишет для него рекомендательные письма, обращенные ко всем подчиненным ему правителям и начальникам областей, чтобы они не только не чинили препятствий в строительстве Иерусалима и Храма, но и оказывали необходимую помощь З. Выйдя из царских покоев, З. повернулся в сторону Иерусалима и обратился к Богу со страстной благодарной молитвой: "...от Тебя победа и от Тебя мудрость, и Твоя слава, а я Твой раб. Благословен Ты, даровавщий мне мудрость, и благодарю Тебя, Господи, Боже отцов наших" (2 Ездр 4:59—61). Затем автор книги рисует торжественную картину отправления иудеев во главе с З. в Иерусалим. В качестве почетного эскорта царь дает им тысячу конников — "доколе не введут их в Иерусалим с миром, с музыкою, с тимпанами и трубами" (2 Ездр 5:2). Далее (гл. 5—7) излагается, хотя и с некоторыми анахронизмами и искажениями, уже известная по канонической Книге Эзры история возвращения из Вавилонского пленения и восстановления Храма. В целом 2-я Книга Ездры представляет собой контаминацию финальных глав 2-й Книги Паралипоменон, канонической Книги Эзры и аггадических сказаний.

В иудейском религиозном сознании имя З. навсегда связалось с исходом из Вавилонского плена, с возрождением Иудеи и строительством Второго Храма, а также с мессианскими чаяниями. О нем слагается множество легенд, его имя фигурирует в аггадических сказаниях, зафиксированных в Талмуде и Мидрашах. В средневековом хануккальном гимне (см. Ханукка) "Ма’оз цур", прославляющем избавителей Израиля, звучит имя З., с которым связан "конец Вавилона".

В Новом Завете имя З. упоминается в родословии Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Матфея, З. был предком Иосифа (см. Иосиф Обручник), мужа Девы Марии (см. Мария), через своего сына Авиуда (Матф 1:12—13); согласно Евангелию от Луки — через своего сына Рисая (Лук 3:27), но в обоих случаях он назван сыном Салафииля. С точки зрения христианской экзегезы, деяния З. представляют собой прообраз деяний Иисуса Христа, а пророчества о З. в книгах Аггея и Захарии прочитываются как предсказание о Его приходе.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама