Зеньковский - это...

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962) - русский философ и богослов Окончил историко-филологический факультет Киевского университета Профессор психологии этого университета (1915-1919) Министр вероисповедания (1918) в правительстве гетмана ПП Скоропадского В 1919 эмигрировал Работал в Белграде (профессор философии Белградского университета, 1920-1923), Праге (директор педагогического института, 1923-1926), Париже (профессор Свято-Сергиевского православного богословского института, 1926-1962) В 1942 принял сан православного священника (протоирей), декан Богословской академии (1944, после смерти С Булгакова) Основные труды: "Проблема психической причинности" (1914), "Социальное воспитание, его задачи и пути" (1918), "Психология детства" (1923), "Дар свободы" (1928), "О чуде" (1929), "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии" (1934), "История русской философии" (в 2-х т, 1948-1950, переведена на фр и англ, в 1953), "Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия)" (1951), "На пороге зрелости Беседы с юношеством о вопросах пола" (1955), "Наша эпоха" (1955), "Русские мыслители и Европа" (1955), "О мнимом материализме русской философии" (1956), "Апологетика" (1957), "Философские мотивы в русской поэзии (Пушкин - ФИ Тютчев - АК Толстой)" (1959, 1961), "Русская педагогика XX века" (1960), "НВ Гоголь" (1961), "Основы христианской философии" (в 2-х т, 1961-1964) и др В своем творчестве испытал и отразил влияние BC Соловьева и Лопатина, а также духовные поиски НВ Гоголя и Толстого Разрабатывал проблемы психологии, антропологии, истории философии (русской, прежде всего) Свои взгляды 3 называл "опытом христианской философии", развивал темы метафизики человека, христианской гносеологии и космологии Философия 3 является ярким примером богословской философии (или философского богословия), в которой догматы христианской веры опробуются "философским инструментом" Бытие, по 3, тварно, мир сотворен Богом по определенному замыслу (София бо-жия) Познание мира регулируется "светоносной силой, исходящей от Христа", она же создает познающий разум, который должен различать Софию божественную (мысли в Боге, "идеи", концепцию мира) и Софию тварную (мысли в мире, "логосы", идеи космических процессов) Единство тварных "логосов" - мировой дух Богопознание возможно только сердцем (как вершиной иерархии души), которое связано с Богом, с основой мира Сердце, как средство постижения Бога, "срабатывает" только по преодолении человеком последствий первородного греха - разрушенной гармонии и единства тела, души и духа, - что возможно только "под знаком креста", те внутреннего закона, моральной жизни, одухотворенности (здесь видны мотивы Киреевского о собирании духа в себе и мотивы Восточных Отцов Церкви) В мире существует два вида деятельности: эмпирический причинный (историческое время, смена событий и тп) и субстанциональный (охватывает цельный цикл бытия) корреляции 3 вводит понятие активной, но сотворенной субстанции как посредника между Богом и человеком, утверждая, что нет необходимости строить жесткую детерминацию между добром в человеке и волей Бога Полемизируя с Дюркгеймом, Фрейдом и др, которые считали религиозный опыт производным от других форм опыта, 3 заявляет о самостоятельности религиозного опыта и его непосредственной связи со своим источником (объектом), который представляет собой трансцендентный принцип, выражаемый в мистическом опыте как всеохватывающее целое и невыразимое в рациональных понятиях 3 предостерегает, что такая логика религиозного опыта может привести к пантеизму С другой стороны, есть свидетельства религиозного опыта, выраженные понятным, рациональным языком (видения, явления, откровения и т п), те теистические свидетельства Опасность пантеизма и наличие теистического религиозного опыта снимается и объясняется путем различения Софии божественной и тварной (3 считает, что теистический опыт - это ошибочное принятие мыслей в мире за мысли в Боге) Как историк философии, 3 усматривал своеобразие и значимость русской философии в ее устремленности к религиозным мотивам: русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой, пронизана историософскими, этико-антропо-логическими и социальными темами; носит самостоятельный характер ("История русской философии")


Поделиться:

Реклама