Земля Обетованная - это...
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ, Обетованная Земля ("земля, обещанная [Богом]") — в иудаизме и христианстве — Земля (Страна) Кенаан (Ханаан), которая, согласно еврейской Библии (см. Танах), вошедшей на правах Ветхого Завета в христианскую Библию, была обещана (обетована) Богом праотцу еврейского народа Аврааму и его потомкам — народу Израиля (см. Йисраэль), а потому З. О. — Земля Израиля (см. Эрец-Йисраэль). Географически З. О. — восточное побережье Средиземного моря, именуемое также Палестиной (от пелиштим, филистимлян, которые как завоеватели пришли сюда в 12 в. до н. э.; см. Танах, Пророки). С 10 в. до н. э. З. О. — территория единого Израильского царства, а затем Северного Израильского и Иудейского царств. Мотив стремления к З. О. пронизывает, начиная с 12-й главы Книги Бытия, все книги Торы, или Пятикнижия Моисеева, а также весь Танах. О судьбе З. О., связанной эсхатологически (см. Эсхатология, Апокалипсис, Апокалиптика) с судьбой всего мира, размышляют библейские пророки (см. Пророков Книги). В З. О. находятся святыни всех трех теистических религий (см. Теизм) — иудаизма, христианства и ислама, именующихся также авраамитическими религиями, ибо Обетование, данное Богом Аврааму, а затем всему народу Израиля, Давиду, рассматривается как исходное для всех трех традиций; для них (и прежде всего для иудаизма и христианства) З. О. выступает как Святая Земля. Согласно представлениям иудеев, христиан и мусульман, именно в З. О. состоится конечное сражение Добра и Зла (см. Апокалипсис, Апокалиптика, Армагеддон, Антихрист, Гог и Магог, Даджжал), Страшный суд над народами земли, который свершит Машиах, или Мессия (см.; см. также Махди), а затем начнется Мессианская эра — эра любви и милосердия. Однако этому должно предшествовать, согласно пророческим книгам, собирание народа Израиля на З. О. В иудейской традиции особенно важна мистическая связь между З. О. и народом Израиля, особо интерпретируемая каббалистической традицией (см. Каббала), и прежде всего Лурианской Каббалой (см. Лурия). Возвращение всего народа Израиля из изгнания (см. Галут) и воссоединение его с З. О. ознаменует возвращение из изгнания Шехины — Божественного Присутствия в мире — и ее воссоединение с Богом, что и приведет все творение в состояние изначальной гармонии. Стремление к З. О. было стержнем духовной жизни евреев на протяжении двух тысяч лет галута, что ярко отразилось в иудейской литургической поэзии (см. Ибн Гвироль) и стало сквозным мотивом еврейской художественной литературы.
Мотив стремления к З. О., понимаемой как место, где Бог полнее всего открывается человеку, где сам человек открывает свое предназначение, важно и для христианской поэзии (например, стихотворения И. И. Козлова "Обетованная Земля", В. Соловьева "В Землю Обетованную" и др.).
В широком метафорическом смысле З. О. понимается как смысл и цель духовных поисков человека, как истинно духовная родина, слияние с ней — как обретение недостижимого блаженства ("Палестина" П. Вяземского, "Моисей" В. Ходасевича, "И вот, навьючив на верблюжий горб..." М. Цветаевой, "Палестина" и "Снится мне, в родную Землю..." С. Маршака, "Я не завидую ни долголетью дуба..." И. Эренбурга и др.). Жажда воссоединения с З. О. становится метафорой, наиболее адекватно передающей силу любовного чувства, как, например, у А. А. Фета: "Когда моя мечта за гранью прошлых дней // Найдет тебя опять за дымкою туманной, // Я плачу сладостно, как первый иудей // На рубеже Земли Обетованной..." ("Когда моя мечта...").
См. также Эрец-Йисраэль, Тора.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: