Зелоты - это...

ЗЕЛОТЫ (греч. "ревнители"; рус. форма — зилоты; иврит. каннаим; отсюда — кананты в Синод. переводе) — общее название религиозных течений в иудаизме конца эпохи Второго Храма (см. Храм), отстаивавших радикальную позицию сопротивления Риму до конца, что вылилось в национально-освободительное движение в Иудее в 1 в. н. э. и восстание (т. н. Иудейскую войну I) 66—73. Главными центрами движения З. были первоначально Галилея, а затем и Иерусалим. Религиозной базой движения З. было фарисейство (см. Перушим), но при этом З. отличались гораздо большим радикализмом в понимании идеи национальной независимости, воспринимая ее как религиозную доктрину. Они считали любой компромисс с римскими властями грехом перед Богом, ибо только Он может быть истинным Царем народа Израиля (см. Йисраэль) и всего мира. Движение З. началось еще в годы наместничества Ирода в Галилее: некий Хизкия во главе собственного отряда напал на римский гарнизон, но в 46 до н. э. был захвачен Иродом и казнен. В 6 до н. э. сын Хизкии — Йеѓуда Галилеянин, а также Цадок, представитель священнического рода (см. Коѓэн, Аарон) из Иерусалима, входивший в круги перушим, призвали иудеев сопротивляться переписи населения и имущества, проводимой римлянами с фискальными целями (в этом они видели еще один признак включения Иудеи в Римскую империю). Сыновья Йеѓуды Галилеянина Йааков и Шимон также возглавляли антиримские выступления и были казнены прокуратором Александром (46—48), наместником в Иудее императора Тиберия. Число приверженцев движения З. непрерывно росло, и к началу восстания против Рима в 66 к ним присоединились многие евреи, жившие за Иорданом.

В движении З. выделяются три основных течения. Наиболее радикальными были галилейские З., или сикарии (лат. sicarii — "убийцы"), получившие такое именование от римлян за террористические методы борьбы. Сикарии отличались преданностью дому Йеѓуды Галилеянина, мессианскими чаяниями (см. Машиах) и требованиями социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Йеѓуды Галилеянина, захвативший накануне восстания крепость Масаду на берегу Мертвого моря и уничтоживший находившийся там римский гарнизон. Когда восстание началось, Менахем появился в Иерусалиме, призывая к борьбе не только с римлянами, но и с собственными аристократами. Многие склонны были видеть в Менахеме Царя-Машиаха (Мессию), посланного для спасения народа Израиля. Однако Менахем был убит в результате внутренних конфликтов. Впоследствии выходец из дома Йеѓуды Галилеянина, Элеазар бен Йаир, возглавил гарнизон повстанцев в Масаде, который оборонял крепость вплоть до 73, когда она была захвачена римлянами; при этом все защитники оказались мертвыми, приняв смерть во Имя Божье.

Более умеренным было движение каннаим, собственно З., которое возглавляли выходцы из кругов коѓаним (см. Коѓэн) — священников Иерусалимского Храма, а также из иерусалимских аристократических кругов. Они не выступали со столь радикальными требованиями социальной справедливости, хотя и избрали впервые Первосвященника не из среды правящей олигархии.

Третьим было движение низов, которое возглавил Шимон Бар-Гиора, также воспринимавшийся его сторонниками как Мессия. Социальная идеология этого движения была еще более радикальной, чем идеология сикариев: Шимон Бар-Гиора объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме его приверженцы вместе со сторонниками Менахема сожгли долговой архив.

Разногласия между лидерами трех течений движения З. были одной из причин поражения восстания против Рима в 66—73, однако традиции З. продолжились и привели к восстанию под руковдством Бар-Кохбы в 132—135. Обширный материал о З. содержится в сочинениях Иосифа Флавия, самого известного из священников-З., ставшего знаменитым еврейско-римским историком. Он называет З. в числе четырех — наряду с саддукеями (см. Цадоким), фарисеями (см. Перушим) и ессеями — "философских сект" в Иудее рубежа эр, однако тенденциозность его изложения, связанная с его проримской позицией, затрудняет уяснение объективной роли З. как в антиримском восстании, так и в иудейской религиозной жизни. Впоследствии мудрецы Талмуда осудили движение З. как противное духу Торы, мессианские претензии их лидеров как лжемессианство, которое привело к тяжким бедствиям и окончательному изгнанию (см. Галут) еврейского народа с его родины (см. Эрец-Йисраэль).


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(от греч. Zelotai - ревнители) - соц.-политич. и религ. течение, сложившееся в Др. Иудее во вт. пол. 1 в. до н. э. Выступали против римск. владычества и местн. иуд. знати, шедшей на компромисс с Римом. Приняли активное участие в иуд. войне 66-73, оказали влияние на бунтарские...
Философский словарь
(греч. "Zelotai", "ревнители") - социально-политическое и религиозное течение в Иудее, возникшее во 2-ой половине I в. до н.э. выступали против римского владычества и появившейся под влиянием соседних народов местной иудейской знати. и выделившиеся из них сикарии возглавили...

Поделиться:

Реклама