Зехарья бен Берехья - это...

ЗЕХАРЬЯ бен Берехья (Зехарья, сын Берехьи; иврит. "Господь вспомнил", "вспомянутый Господом"; в рус. традиции — Захария, сын Варахии) — еврейский пророк, который родился в период Вавилонского плена и вел проповедь в Йерушалаиме (Иерусалиме) в конце 6 в. до н. э. Первые пророчества З. относятся ко времени между вторым и четвертым годами правления Дария I, т. е. между 520—518 до н. э. Следовательно, З. был современником пророка Хаггая, или Аггея. Как и Хаггай, он настаивал на необходимости возрождения Иерусалимского Храма (см. Храм). Однако больше о его жизни ничего не известно. Под именем З. дошла пророческая книга (Книга пророка З.), расположенная в еврейской Библии, или Танахе, в разделе Невиим (Пророки — см.) предпоследней в составе двенадцати т. н. "малых" пророков (см. Пророков Книги). В христианской Библии Книга пророка З. сохраняет свое местоположение среди пророческих писаний, замыкающих Ветхий Завет. Книга, состоящая из четырнадцати глав, распадается на две различные по содержанию и стилю части: главы 1—8 и 9—14.

Историческим фоном первой части является возвращение иудеев из Вавилонского плена с царевичем Зеруббавелем (Зоровавелем) и начала возрождения Иерусалима и Храма ок. 538 до н. э. (см. Танах, Зеруббавель). З. начинает свои пророчества с напоминания о гневе Господнем и с требования тшувы — покаяния, возвращения к Богу: "Прогневался Господь на отцов ваших великим гневом, // И ты скажи им: так говорит Господь Саваоф (см. Эль Цеваот): обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф" (Зах 1:2—3; здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, — Синодальный перевод). Исходя из общей для всех пророков концепции внутренней вины, объяснения всех несчастий и катастроф в судьбе народа недостаточной верностью Завету (см. Берит) с Господом, З., как Йирмеяѓу [см.] (Иеремия) и Йехезкель [см.] (Иезекииль), видит причину разрушения Иерусалима Навуходоносором и изгнания в отступлении от заповедей Божьих. Он становится свидетелем исполнения не только пророчеств о наказании Йисраэля [см.] (Израиля), изреченных своими предшественниками, но и их пророчеств о возрождении народа. З. продолжает развивать особый жанр пророчеств-видений, впервые четко оформляющийся у Йехезкеля, а затем продолженный в апокалиптике, в Книге Даниэля (Книге пророка Даниила; см. Даниэль). В них соединяется сложная символика, эзотеричность и чрезвычайная наглядность, почти кинематографичность образов.

В первой части книги З. описывает восемь таинственных видений. Так, пророк видит между миртами всадника на красном (рыжем) коне, а в углублении за ним — коней красных, гнедых и белых. Этот всадник — Ангел Господень, и он поясняет З., что остальные — посланники Господа, отправленные для осмотра всей земли. "И они отвечали Ангелу Господню, стоявшему между миртами, и сказали: обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна" (Зах 1:11). И тогда Ангел вопросил Господа об одной стране, которая по-прежнему пребывает в руинах, — об Иудее: "Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет?" (Зах 1:12). Речь идет о семидесяти годах Вавилонского плена. В ответ Господь изрекает слова надежды и утешения: "...возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою... Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой... и землемерная вервь протянется по Иерусалиму. ...снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим" (Зах 1:14, 15, 16, 17). Затем пророк увидел четыре рога, символизирующие врагов, разрушивших Иерусалим и разметавших народ Израиля, а затем четырех рабочих, которые пришли устрашить врагов и "сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды..." (Зах 1:21). После этого является видение мужа с землемерной веревкой, идущего восстанавливать Иерусалим, и слышится голос Господа, призывающий: "Эй! эй! бегите из северной страны... Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона. ...Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя..." (Зах 2:6, 7, 10). Затем Ангел показывает З. великого священника Йеѓошуа (Иисуса), который вернулся с Зеруббавелем из плена и стал первым Первосвященником послепленной эпохи. Однако пока пророк видит его в запятнанных одеждах, символизирующих грехи народа, и видит также сатана, или сатану (см.; на иврите сатан — "оппонент", "спорщик", "обвинитель"), стоящего справа от священника, чтобы обвинять его (в Синод. переводе — "противодействовать ему"). Однако Господь повелевает облачить Йеѓошуа в новые одежды, что символизирует прощение народа, искупившего свой грех, его духовное обновление: "...смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные" (Зах 3:4). И далее Господь говорит Первосвященнику: "...вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ" (Зах 3:8; в оригинале — "раба моего Цемаха"; цемах — "растение", "росток", "отрасль"). Цемах — символическое имя Зеруббавеля, перед которым Господь полагает символический камень, на котором вырезаны семь очей — символ грядущего обновленного Храма. Пробужденный словно ото сна Ангелом, З. видит перед собой золотой светильник с семью лампадами и двумя маслинами (масличными ветвями) над ним, которые символизируют двух помазанников Божьих (дословно — "сыновей елея"): "...это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли" (Зах 4:14). Речь идет о царевиче Зеруббавеле и первосвященнике Йеѓошуа. И далее перед глазами пророка проносится летящий свиток огромных размеров — "проклятие, исходящее на лице всей земли" (Зах 5:3), за зло, творящееся на ней; затем появляется эфа (ефа; сосуд для измерения сыпучих веществ) и в ней — женщина, символизирующая нечестие. Вдруг появившиеся две женщины с ветром в крыльях, похожих на крылья аиста, подняли эфу в воздух и понесли, чтобы построить для нее дом в земле Шинар (Сеннар), т. е. в Месопотамии (Вавилонии; Шинар — вероятно, библейская память о Шумере). Затем перед глазами пророка появляются четыре колесницы, выезжающие из ущелья между двумя медными горами и запряженные красными, вороными, белыми и пятнистыми (пегими) конями. Это означает, что посланцы Господа отправляются на все четыре стороны света. Господь же дает указание сделать из серебра и золота венец и возложить на голову Первосвященника Йеѓошуа и сказать ему: "...так изрек Господь Цеваот, говоря: вот человек, Цемах — имя его, и из места своего произрастет он, и построит он Храм Господень. И построит он Храм Господень, и понесет величие, и воссядет, и властвовать будет на престоле своем, и совет (и) мир будет между обоими" (6:12—13; перевод Д. Йосифона). Пророк вновь обыгрывает имя Зеруббавеля, которое означает на аккадском (вавилонском) "семя Вавилона"; поэтому он "произрастет", как "росток", или "отрасль". Он надеется, что Зеруббавель возродит царство Давида и что опорой ему будет первосвященник Йеѓошуа.

В финале первой части З. призывает свой народ хранить верность заповедям и помнить, что для Бога важнее всего выполнение заповедей нравственных — милосердие, сострадание, справедливость, забота о бедных, вдовах, сиротах, пришельцах, любовь к ближнему: "Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите; ибо все это Я ненавижу, говорит Господь" (Зах 8:17). Если народ будет выполнять эти заповеди, то Господь даст ему мир и благоденствие: "Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его. ...Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою: и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему" (Зах 8:4—5, 12). И даже посты превратятся в торжества, если народ будет следовать воле Божьей: "Так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир" (Зах 8:19).

Несомненно, говоря о конкретных событиях, связанных с исходом из плена под водительством Зеруббавеля и восстановлением Иерусалимского Храма, уповая на ближайшее преображение жизни народа, пророк одновременно имеет в виду Мессианскую эру и под Цемахом (Отраслью) понимает также Машиаха, или Мессию. Эсхатологические видения З. опираются на весь предшествующий опыт пророческих писаний, в первую очередь на Книгу пророка Йешаяѓу, например: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его..." (Ис 11:1); "...вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня..." (Зах 6:12). Так же, как у Йешаяѓу, эсхатология З. носит универсальный характер: "И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его" (Ис 2:3); "И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами — Бог" (Зах 8:22—23). И будущее народа, и Царство Божье рисуется пророком как прекрасный цветущий сад, исполненный мира, дружелюбия, гармонии: "В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу" (Зах 3:10). Во главе этого мира будет стоять обновленный Иерусалим. При этом З. говорит о возвращении народа Израиля в Землю Обетованную не только с Востока, но и с Запада: "Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; И приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде" (Зах 8:7—8).

Вторая часть книги, в которой имя З. ни разу не упоминается, носит чисто эсхатологический характер. Пророк говорит о наказании языческих народов, о сокрушении всех врагов Израиля и приходе Мессии — истинном Царе Израиля и всего мира. Особенно знаменит фрагмент, говорящий, что грядущий Мессия должен въехать в Иерусалим на ослице и молодом осле: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный испасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле..." (Зах 9:9). С приходом Мессии должен наступить мир для всех народов: "...и сокрушен будет бранный лук; Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли" (Зах 9:10). В тот день настанет окончательное избавление для страдающего народа Божьего: "И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо подобно камням в венце, они воссияют на земле Его. О, как велика благость Его и какая красота его! Хлеб одушевит язык у юношей, и вино — у отроковиц!" (Зах 9:16—17). Но народу Израиля предстоят до этого трудные пути и великие страдания. Будет опустошена Иудея, будет разрушен Иерусалим, народ Израиля будет рассеян по всем странам, но затем вновь соберется в своей земле: "Я дам им знак и соберу их, потому что Я искупил их; они будут так же многочисленны, как прежде; И расселю их между народами, и в отдаленных странах они будут вспоминать обо Мне и будут жить с детьми своими, и возвратятся..." (Зах 10:8—9). В конце времен многие народы ополчатся на Иерусалим, но Сам Господь будет сражаться за него и поразит эти народы: "В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень пред ними. И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим" (Зах 12:8—9). Этот таинственный День Господень будет и Днем гнева Господня, и Днем покаяния и очищения, и Днем, когда явится истинный свет и все люди познают Единого Бога: "И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима... И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его — едино. ...и проклятья не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно" (Зах 14:6—8, 9, 11).

Мнения исследователей о времени создания второй половины Книги пророка З. расходятся. Одни полагают, что они имеют достаточно древний характер и относят их ко времени упоминаемого в книге иудейского царя Уззияѓу (Озии), он же — Азарьяѓу (Азария), т. е. к 8 в. до н. э. Однако большинство библеистов считает, что эта часть книги возникла в период эллинизма, в 3 или во 2 в. до н. э. Не случайно здесь упоминается Йаван (Иония), т. е. Греция, с которой столкнутся "сыны Сиона" (Зах 9:13; возможно, намек на Маккавейские войны). В науке нет также единого мнения по поводу авторства глав 9—14. Согласно одной точке зрения, они написаны неизвестным пророком, жившим позднее З. и названным условно Второзахарией, согласно другой — несколькими пророками, имена которых неизвестны.

Пророк З., сын Берехьи, упоминается в текстах Нового Завета: в Евангелии от Матфея (23:35) и Евангелии от Луки (11:51), где речь идет о побиении его камнями. Однако, скорее всего, он отождествляется с другим З. — сыном священника Йеѓойады (Иодая). Христианская экзегеза видит в Книге пророка З. прямое указание на приход Иисуса Христа, Его въезд для проповеди в Иерусалим на осле и молодой ослице. Из контекста Евангелий понятно, что Иисус, хорошо зная пророческие книги и часто цитируя их, использует написанное у З. как своеобразный "сценарий" — "чтобы сбылось написанное", а потому просит своих учеников найти ему молодого осла и ослицу, чтобы въехать в Иерусалим так, как согласно пророчеству З. и должен въехать в Святой город Мессия.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама