Заповеди Блаженства - это...

Из всех восхвалений блаженных в ВЗ и НЗ (ср см Блаженный, 1,2 и 3) выделяются те, к-рые произнес Иисус в начале Нагорной проповеди (см Нагорная проповедь) и к-рые традиционно именуются "заповедями блаженства"
I
Матфей приводит девять "заповедей блаженства" (Мф 5:3-11), восемь из к-рых выражены в форме третьего лица ("блаженны"), а одни - в форме второго лица (ст 11 и след: "блаженны вы") Первые восемь "заповедей блаженства" разделены на две части (ст 3-6 и ст 7-10), к-рые в греч тексте имеют одинаковое количество слов Вряд ли это может быть случайностью; скорее всего, такой литературный прием должен был подчеркнуть значение этих изречений, к-рые в др-евр или арам оригинале (ныне утраченном) представлены в ритмизованной (стихотворной) форме Это соответствует подобной же форме заключительных стихов Нагорной проповеди (Мф 7:24-27) Девяти "заповедям блаженства" в Ев от Матфея соответствуют четыре в Ев от Луки (Лк 6:20-23), к к-рым примыкают четыре противопоставленных им возгласа сожаления (ст 24-26) При этом у Луки все стихи выражены в форме прямого обращения
II:
1) с явлением Иисуса приблизилось см Царство Божие на земле (Мф 3:2; 4:17; Мк 1:15) Явился Мессия, о Котором пророчествовал Исаия, говоря, что Он будет благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем (Ис 61:1 и след; Лк 4:18) Его народ навеки наследует землю (Ис 60:21; ср Пс 36:9); преданных Богу Он облачит в одежды правды (Ис 61:10), и назовут их сильными правдою, насаждением Господа (Ис 61:3)Иисус призван проповедовать "лето Господне благоприятное" (Ис 61:2; Лк 4:19) Из этого следует, что "заповеди блаженства" и их обетования неразрывно связаны с личностью и деяниями Иисуса, и Он адресует их людям, собравшимся вокруг Него (Мф 5:1 и след,11; Лк 6:20);
2) в "заповедях блаженства" предпочтение часто отдается людям, к-рых общество рассматривает как отверженных и презираемых:
а) прежде всего это те, кто лишен достоинств и заслуг, ничтожные и недостойные, согл общепринятым представлениям: нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, к-рые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, к-рые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества (Мф 5:3-6; Лк 6:20 и след) При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоят-вах жизни этих людей, а Матфей - на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство;
б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в к-рых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог (Втор 4:31; Неем 9:17,31), чистые сердцем (ср Пс 50:12), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог (Лев 26:6; Иов 25:2; Кол 1:19,20; ср Рим 15:33; 16:20), а также гонимые, к-рых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды (Мф 5:7-10) И эти люди, в к-рых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога - те, "кто от истины" (Ин 18:37) и кто слышит голос Бога - ждут явления Господа и приближения Его Царства (см Лк 2:38);
3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, к-рые проявляются в разных обстоят-вах и положениях За эти основополагающие жизненные принципы, к-рые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, к-рыми сопровождаются "заповеди блаженства" Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе (1Кор 13:12; 1Ин 3:2; Откр 22:4) Но все же разрыв между "заповедями блаженства" и обетованиями еще не преодолен, и исполнение обетований пока должно быть принято на веру (ср 2Кор 5:7) И тем не менее они настолько достоверны в Иисусе, что Он призывает Своих учеников радоваться и веселиться, ибо их ожидает Божья см Награда Тот, кто подвергается поношениям и гонениям за Него, Сына Человеческого, разделяет жребий пророков (Мф 5:11 и след; Лк 6:22 и след); враждебность тех, кто не знает Бога, становится доказат-вом правоты учеников (Ин 15:18-25; 16:2 и след; ср Лк 6:26) Этим еще раз удостоверяется, что "заповеди блаженства", совокупно с их обетованиями, исполнимы только "во Христе"








Поделиться:

Реклама