Закуто - это...
ЗАКУТО (Заккут) Моше бен Мордехай (ок. 1620—1697) — еврейский философ-каббалист (см. Каббала) и поэт-мистик; глава итальянских каббалистов. Родился в Амстердаме, в семье марранов, бежавших из Португалии в Нидерланды, учился в йешивах Амстердама и Польши. В 1645—1673 жил в Венеции, где стал одним из раввинов города и основал в нем собственную каббалистическую школу (йешиву). С началом мессианского движения Шабтая Цви возлагал на него надежду как на подлинного Мессию (см. Машиах), но после его отступничества и перехода в ислам разочаровался в саббатианстве и подверг его резкой критике. С 1673 и до конца жизни З. занимал должность раввина в Мантуе.
З. написал комментарии к Мишне и Иерусалимскому Талмуду [см. Талмуд] (комментарий к последнему не сохранился). Он также является автором двух комментариев к Зоѓару, аннотаций к сочинениям Й. Лурии и Х. Витала и многочисленных респонсов, из которых особенно известен обширный каббалистический респонс краковским раввинам. Большое влияние на религиозную жизнь итальянского еврейства оказали специальные каббалистические молитвы — тиккуним, которые неоднократно переиздавались. Поэтическое творчество З. также насыщено мотивами и символами Каббалы. Каббалистами высоко ценилась его поэма "Тофте арух" ("Преисподняя уготована", описывающая судьбу грешников и праведников в загробном мире (см. Геѓинном, Ган Эден, Олам ѓа-ба). Поэма, состоящая из 185 рифмованных пятистиший, обнаруживает влияние "Божественной комедии" Данте. З. принадлежит также первая драма на иврите на библейский сюжет — "Йесод олам" ("Основа мира"), в которую включено множество сонетов. Под "основой (опорой) мира" в иудаизме традиционно понимается Авраам — праведник, на котором держится мир. Пьеса З. и осмысливает историю праотца Авраама, перекликаясь по своим философским идеям со взглядами Маймонида.
Поделиться: