Закон - это...

- существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория 3. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты 3. - необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность. Традиционно принято полагать, что существуют различные типы 3. В макромире принято различать три типа 3.: 3. - тенденция, 3. однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический 3. - 3. больших чисел. В микромире действуют вероятностные 3., обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов. В философских системах Древнего Востока и Греции под 3. понимался объективныйпорядок, внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Из средневековых мыслителей первым обращается к термину "3. природы" Фома Аквинский. Понятие 3. в его учении тождественно понятию диктата, предписания, веления божественного разума. Религиозная трактовка 3. в учении Фомы Аквинского долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина "3.". Леонардо да Винчи, Галилей, Кеплер и другие ученые предпочитали ему такие выражения как "аксиома", "правило", "разумное основание" и т.д. Однако уже в эпоху Возрождения Бруно использует понятие "3. природы" для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости. В науке и философии Нового времени понятие "3. природы" подвергается коренному переосмыслению. Под 3. природы начинают понимать общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия "3. природы" в философии и науке Нового времени было положено Декартом. Согласно Декарту, важнейшими атрибутами 3. являются неизменность и вечность. Гоббс делает понятие 3. важнейшим элементом своей социологической концепции. Согласно Гоббсу, человек как часть природы подчинен всеобщему 3. природы - стремлению к самосохранению. На путях осуществления в обществе данного 3. встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря разуму человека, открывающему определенные правила общежития, которые Гоббс и называет естественными 3. Спиноза полагал, что 3. природы - это такие "решения" и "постановления" Бога, в соответствии с которыми определено прежде всего его собственное существование, что в них выражена абсолютная необходимость. В учениях французских просветителей и философов-материалистов 17-18 вв. утверждается, что "законы... есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей" (Гольбах). Понятие 3. у Канта является средством выражения необходимых отношений между элементами познавательной деятельности субъекта. Чаще всего Кант использовал понятие 3. для выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формировании знания. По Канту, 3. науки являются высшей формой рассудочного знания. Гегель увязывает 3. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя основные 3. диалектики. Т.К. Самущик


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
сущность его заключается в том, что синхронность биоритмов разных людей наблюдается в том случае, если они рождены в аналогичных, периодически повторяющихся факторах космического воздействия. Эти люди будут психологически совместимы.
Энциклопедия "Религия"
ЗАКОН — см. ТОРА.
Философский словарь
Философский смыслтермина: Принцип, правило, определение (Цицерон); порядок (Сенека).
Философский словарь
- см. Пятикнижие Моисеева.
Философский словарь
- модель, не более. Следует отличать законы - результат моделирования человеческим интеллектом тех или иных свойств мира, вещей или общества от самих этих свойств. Учитывая практику применения слова "закон" в основном к общественным системам, необходимо понимать, что выражение "...
Философский словарь
устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. ы постигает и формулирует человек в процессе познания и преобразования действительности. В зависимости от сфер проявления, законы делятся на физические, химические, биологические,...
Философский словарь
- необходимые, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения вещей.
Философский словарь
- необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь объективно существующую между составными элементами данного предмета, в совокупности вещей, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.
Философский словарь
- 1) предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе (нравственныйзакон, правовой закон); предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить; 2) в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области; высказывание...
Словарь индуизма
см. ДХАРМА.

Поделиться:

Реклама