Захария - это...
ЗАХАРИЯ (иврит. "Господь вспомнил", "вспомянутый Господом", "памятный Господу"; в рус. традиции — Захария) — 1. См. Зехарья. 2. В христианской традиции (см. Христианство) — отец Иоанна Крестителя, или Иоанна Предтечи, муж Елисаветы. В Новом Завете рассказ о З. содержится только в Евангелии от Луки. З. был священником (см. Коѓэн) Иерусалимского Храма (см. Храм), а значит — потомком Первосвященника Аарона; из рода Аарона происходила и его жена. Согласно евангелисту Луке, З. был "из Авиевой чреды" (Лук 1:5), т. е. принадлежал к одной из 24 черед (потомственных групп) священников, которые были выделены по жребию еще в конце царствования Давида для поочередного служения в Храме; при этом Авии, потомку сына Аарона Итамара (Ифамара) выпал восьмой жребий (т. е.) восьмая череда служения в Храме (1 Пар 24:10). Евангельский текст особо отмечает праведность З. и Елисаветы: "Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно" (Лук 1:6). При этом у них не было детей, как и у Иоакима и Анны — родителей Девы Марии (см. Мария), ибо Елисавета была бесплодна, и оба они были уже в преклонных летах. Тем не менее Господь чудесным образом дал им сына. Тем самым повторяется архетипическая парадигматическая схема, связанная с рождением провиденциального младенца от бесплодных и (или) престарелых родителей, весьма распространенная в мировой культуре и заданная в библейских текстах (см. Библия, Танах) уже в Пятикнижии Моисеевом (см. Тора) — в рассказе о рождении Йицхака [см.] (Исаака) у Авраама и Сары [см.] (Сарры), Йаакова [см.] (Иакова) и Эсава (Исава) — у Йицхака и Ривки [см.] (Ревекки), Йосефа [см.] (Иосифа) — у Йаакова и Рахели [см.] (Рахили), а затем в истории рождения Судьи Шимшона (Самсона; см. также Пророки), пророка Шемуэля [см.] (Самуила; см. также Пророки) и др.
Однажды, когда З. совершал службу в Храме, ему явился архангел Гавриил (см. Гавриэль) с радостной вестью (модель Благовещения [см.], как и во всех сходных историях — от Авраама до Девы Марии) о рождении сына, с которым связано великое предназначение: "...услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; // И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; // Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера (крепкий хмельной напиток. — Г. С.), и Духа Святого (см. — Г. С.) исполнится еще от чрева матери своей; // И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их..." (Лук 1:13—16; здесь и далее — Синод. перевод). Гавриил дает понять З., что его сын исполнит предназначение пророка Илии (см. Элияѓу, см. также Пророки) или даже будет нести в себе его дух (душу; см. Гилгул), ибо он возвестит приход подлинного Мессии (см. Машиах), т. е. явится Предтечей Иисуса Христа. Потрясенный З. не может поверить в услышанное (такое же сомнение испытывают Авраам, Сарра, отец Самсона Маноах, или Маной) и просит дать ему какое-то подтверждение подлинности Откровения. Гавриил возвещает, что З. получит подтверждение, которое будет одновременно наказанием за сомнение: З. не сможет говорить вплоть до рождения у него сына. Между тем народ, собравшийся во внутреннем священном дворе Храма (см. подробнее Храм), с нетерпением ждал священника и удивлялся тому, что он мешкает. Когда же З. вышел, народ по его виду и по тому, что он мог объясняться только знаками, понял, что с ним произошло нечто необычное, что ему было явлено в Храме особое видение. Через девять месяцев жена З. Елисавета действительно родила младенца, а на восьмой день после рождения в их дом пришли соседи поздравить супружескую чету и присутствовать при священном обряде обрезания, как и положено по иудейскому обычаю (см. Иудаизм), а также наречь ребенку имя. Они хотели назвать сына в честь отца Захарией, но сама Елисавета, которой также явлено было Откровение, возражает и просит назвать его Иоанном (иврит. Йоханан — "Господь милостив"). Соседи знаками спрашивают у З. о том, как он хочет назвать сына, и тот, потребовав дощечку, написал на ней: "Иоанн". "И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога" (Лук 1:64). Об этом удивительном происшествии рассказывали по всей Иудее — "по всей нагорной стране Иудейской" (Лук 1:65). Сам же З., исполнившись Духа Святого, пророчествовал (см. Пророчество), опираясь на метафорику и стиль ветхозаветных пророков (см. Пророков Книги), о грядущем избавлении (см. Геулла), о приходе Мессии и о пророческом призвании своего сына, который послужит осуществлению Обетования, данного некогда Аврааму, и явится Предтечей сошествия Самого Бога, воплотившегося в Своем Сыне, в мир людей: "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, // И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, // Как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, // Что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; // Сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет (см. Берит. — Г. С.) Свой, // Клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, // Небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, // Служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей. // И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа — приготовить пути Ему, // Дать уразуметь народу Его спасение в прощениии грехов их, // По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, // Просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира" (Лук 1:68—79).
В постбиблейскую эпоху в Византии складываются легенды о З., согласно которым он был убит за отказ назвать прислужникам царя Ирода, преследовавшим Елисавету с младенцем, место, где укрылись его жена и сын. З. был убит прямо в Храме, и его кровь превратилась в таинственный драгоценный и священный камень. Этот сюжет получает широкое хождение в литературе и фольклоре христианского Средневековья. В средневековых преданиях З. часто предстает как Первосвященник Иерусалимского Храма. В европейской живописи образ З. запечатлен на полотнах, изображающих рождение Иоанна Крестителя и поклонение ему соседей (например, "Рождение Иоанна Крестителя" Я. Тинторето).
Образ З. получает также особое осмысление в исламе; в Коране и посткоранических преданиях он фигурирует как Закария.
См. также Елисавета, Иоанн Креститель.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: