Загробный мир - это...
ЗАГРОБНЫЙ МИР, Потусторонний мир, Грядущий мир, Тот свет — в различных религиозных системах (как языческих [см. Язычество], так и теистических [см. Теизм]) — мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ. Представления о З. М. являются типологически общими практически для всех культур и цивилизаций. В древнейших религиозных системах, закрепленных в письменных источниках, З. М. представляет собой недифференцированное мрачное царство без солнечного света и радостей, размещенное чаще всего в нижнем ярусе трехъярусного мира (небесный — земной — подземный), табуированное для именования и называющееся эвфемистически. Таковы, например, Ки-галь (букв. "великая земля", "великое место"), или Кур (букв. "гора", "горная страна", хотя она и мыслится в "нижнем" мире) — в шумерской культуре и соответствующие им Эрцету ("земля") или Кур-ну-ги ("страна без возврата"; заимствовано из шумерского языка) — в аккадской культуре; темный, глубокий и бесконечный дуад в египетских религиозных представлениях; греческий аид, или гадес ("безвидный", "незримый"); в этом же ряду и древнееврейский (библейский) шеол.
Самые древние представления о З. М. не несут в себе никакой этической дифференциации: все умершие люди уходят в одно и то же место независимо от того, кем они были на Земле. Первые попытки связать З. М. с загробным воздаянием (см. Воздаяние) зафиксированы в египетской культуре эпохи Среднего царства (ок. 22—16 вв. до н. э.) в "Книге мертвых", связанной с загробным судом Осириса, в результате которого души благочестивых людей отправляются на поля иару, или иалу, — поля блаженных (прообраз Елисейских полей, или Элизиума, в древнегреческой мифологии), а души грешных отправляются на окончательное уничтожение. Отчасти та же дифференциация наблюдается позднее в древнегреческих представлениях, согласно которым души людей, не прогневавшие богов, блуждают в Элизиуме, в то время как грешники наказываются, но в том же аиде.
Постепенно именно в монотеизме — сначала в иудаизме, а вслед за ним в христианстве и исламе — акцентируются этические начала в жизни человека, что приводит к окончательному размежеванию З. М. на Ад и Рай. В теистических религиях З. М. неразрывно связан с идеями окончательного воздаяния человеку, бессмертия души, грядущего воскресения мертвых, а также с эсхатологией — преображением всей человеческой жизни в конце истории, с приходом Мессии (см.; см. также Машиах, Махди) и установлением Царства Божьего.
См. Ад, Чистилище, Рай, Ган Эден, Геѓинном, Олам ѓа-ба, Геенна, ал-Джанна, ал-Джаханнам. См. также Воздаяние.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: