Задача - это...

Задача — 1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта- 2) форма структурирования и представления экспериментального материала в исследованиях процессов познания и практической деятельности- 3) одна из форм проектирования содержания обучения. Термин "З". используется также в нестрогом смысле как синоним цели действия или деятельности. Как и проблема, З. берет начало в проблемной ситуации, которая приобретает задачный вид, когда субъект выделяет в ней предметные компоненты (условия), преобразование которых по определенной процедуре (способу, алгоритму) дает новое соотношение, составляющее искомое З., ее решение. Превращение проблемной ситуации в З. является актом продуктивного мышления.

В строгом смысле З. — это формализованная, "вырожденная" проблемная ситуация с полным набором известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого- ее решение можно передать компьютеру. Выделяют и другие типы З. — с недостатком или избытком данных, неопределенностью условий, ограничением времени на решение и т. п. Если хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в З., или самой З., вызывает трудность у субъекта, она становится для него проблемой. Наличие общей генетической основы проблемы и З. (проблемная ситуация), многозначность самого понятия З., зависимость понимания ситуации как З. или как проблемы от личностного контекста, размывают психологический смысл этих двух понятий, приводят к появлению таких противоречивых терминов, как "проблемная задача", "творческая задача", "эвристическая задача" и др., к трактовке мышления как способности решать З. В исследованиях продуктивного мышления, технического творчества и т. п. фактически под именем З. используются проблемы, предполагающие выявление противоречий, выдвижение и проверку гипотез по их устранению и т. п. Размытость смысловых границ между З. и проблемой говорит об их взаимопереходах, о континуальном пространстве, охватывающем всю область "от хорошо определенных формальных З. до таких плохо определенных З., как сочинение фуги" (У. Рейтман). Наряду с мыслительными З. в познавательной деятельности выделяются также перцептивные, мнемические, коммуникативные. З. могут возникать в практической деятельности людей или создаваться преднамеренно — учебные, игровые, исследовательские. В профессиональной деятельности особенно широко распространены конструктивно-технические З., для решения которых разрабатываются эвристические методы технического творчества и компьютерные методы поискового конструирования. Актуальной остается проблема разработки непротиворечивой типологии З. Словесная формулировка З. как обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций является специфической формой представления содержания обучения. В традиционном обучении дается набор стандартных З., очищенных от признаков прошлых проблемных ситуаций и решаемых по заранее данному учителем образцу, указывающему последовательность элементарных операций, приводящих к обнаружению искомого. Такие З. лишены личностного смысла, их решение не развивает продуктивного мышления, связанного с самостоятельным анализом проблемной ситуации и постановкой на этой основе собственных З.

А.А. Вербицкий


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
данная в определенных условиях (например, в ситуации проблемной) цель деятельности, которая должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. включает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе...
Психологическая энциклопедия
(проблема) (от греч. problema - задача).1. В широко распространенном смысле 3. - вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес.2. В психологии 3. - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования...
Психологическая энциклопедия
— цель деятельности, которая достигается в результате преобразования исходных условий.
Психологическая энциклопедия
Вообще – что-либо, что необходимо сделать, действие, которое необходимо совершить. Этот термин употребляется в отношении, как простых физических движений, так и целей в жизни, он охватывает личные задачи, поставленные самим индивидом, и внешние требования, устанавливаемые...
Психологическая энциклопедия
- данная в определенных условиях (например, в ситуации проблемной) цель деятельности, коя должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. содержит требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулируемое в вопросе. Между...
Психологическая энциклопедия
См. задача на дополнение основы.
Психологическая энциклопедия
См. задача на дополнение основы.
Психологическая энциклопедия
См. задача на лексическое решение.
Психологическая энциклопедия
Простая процедура, разработанная Солом Стернбергом для изучения человеческой памяти. Субъекту дают маленький набор предметов (достаточно четырех или пяти) для запоминания. Затем предъявляется один предмет, и субъект должен сказать, настолько быстро, насколько это возможно,...
Психологическая энциклопедия
Любая задача или ситуация, где индивид может иметь более одного мотива, которые находятся в противоречии друг с другом и действуют одновременно. Чаще всего исследуется дилемма заключенного, в которой модели поведения, потенциально способные привести к наиболее благоприятным...

Поделиться:

Реклама