Юркевич - это...
ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1827-1874) - русский философ, представитель Киевской философско-богословской школы, осознанно занимавший антиматериалистические и теистические позиции (полемика Ю в 1860 по поводу работы Чернышевского "Антропологический принцип в философии") Учитель BC Соловьева Окончил Киевскую Духовную академию (1851) Магистр (с переименованием в бакалавры) "философических наук" (1852) Экстраординарный профессор (1858) Зав кафедрой философии МГУ (1861-1874, утвержден императорским указом) Читал лекции по истории философии, логике, психологии и педагогике Ио декана историко-филологического факультета (1869-1873) Основные сочинения: "Идея" (1859), "Материализм и задачи философии" (1860), "Из науки о человеческом духе" (1860), "Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова божия" (1860), "Доказательства бытия Бога" (1861), "Курс общей педагогики с приложениями" (1869) и др Ю отстаивал стратегию понимания человеческого духа как целостного образования, особо отмечая роль сердца как "живого средоточия души": "человек начинает свое нравственное развитие из движений сердца, которое везде хотело бы встречать существа радующиеся, согревающие друг друга теплотою любви, связанные дружбой и взаимным сочувствием Только в этой форме осуществленного всеобщего счастия мир представляется ему как нечто достойное существовать" Отдавая должное Канту за признание духовно-идеальных оснований любого познавательного опыта, Ю не разделял его агностицизм и трансцендентализм Ю принимал тезис Платона о реальности сверхчувственного мира идей, но полагал немыслимым выводить из этого основания параметры индивидуального бытия живых и разумно-деятельных существ Теистическая онтология Ю иерархизировала мир на сферу сверхлогического духовного начала - Бога, сферу объективно мыслимого, сферу разумного действующего, сферу природного бытия По Ю, хотя абсолютноезнание и недостижимо, знание об Абсолюте может быть получено в русле трех познавательных ориентаций: пути сердечного чувства, пути добросовестных философских размышлений, пути мистического постижения Спиритизм, по Ю, потенциально способен осуществить процедуры взаимодействия различных уровней организации бытия Выводя материалистическое мировоззрение из процесса развития естественно-научного знания (как "момента в реалистическом развитии новейшей фи-лософии"), Ю был убежден в неприложимости такого понимания человека и вселенной к решению проблем "метафизического" статуса По Ю, "философия, как целостное миросозерцание, есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов" ("Идея")
Поделиться: