Юность - это...

- период развития человека, соответственный переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (-> зрелость). Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяются ранняя юность - старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и поздняя юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юности окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенезазависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в этом возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписываемых норм общественных. Я (эго) - сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - в отношении прошлого, настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в деятельности предметной внешний мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро личности. Я - одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Согласно Фрейду, Я выделяется из Оно как особая дифференцированная часть в раннем детском возрасте - как структура, задача коей - найти реалистические формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от комплекса Эдипа), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью. Образуется как модификация части Оно, целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира. Я - это совокупность организованных сил, которая контролирует слепые силы Оно и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира. Несмотря на непосредственную связь с сознанием, Я как часть Оно остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а его ядро - всегда бессознательно. Несчастное существо, пребывающее в услужении у трех господ, трех тиранов - внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Важнейший успех развития Я - переход от принципа удовольствия к принципу реальности, благодаря чему Я оказывает существенное влияние на поведение и жизнь. Представление о собственном Я развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от прочего мира. Я всегда остается масштабом, коим оценивается мир. Я черпает свою энергию в Оно, под давлением коего должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Я вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, безраздельно господствующий в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех. При построении реальной картины мира Я взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. В отличие от Оно, Я стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях, основанных на смысле здравом и благоразумии. При этом во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. Я с появлением Сверх-Я становится своеобразным полем битвы между Оно и Сверх-Я. В травматической ситуации этого внутреннего конфликта вырабатывает защиты психологические - особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответственном некоему идеалу. В этой ситуации Я часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Я часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывая конфликты Оно с реальностью. В то же время Я находится под контролем Сверх-Я, предписывающим ему определенные нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и сознания вины. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и реорганизовать его так, чтобы освоить новые области Оно и так укрепить Я. Я-ГРАНИЦА (границы Я) - психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию воздействий, внешних относительно него. Выделяются: 1) Я-границы внутренние - разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного; при гипнозе могут разрушаться; 2) Я-границы внешние - выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств информацией из внешнего мира, позволяя оценивать ее соответственно принципу реальности; при их разрушении предметы восприятия обретают черты нереального и причудливого, что характерно состоянию дереализации. Я-ИДЕАЛ - согласно З. Фрейду - одно из обозначений и функция сферы личности, выступающий как наследник комплекса Эдипа и выражение самых мощных движений Оно и судеб его либидо. Этот термин применяется в психоанализе как синоним Сверх-Я. Но ряд комментаторов теории Фрейда считает, что следует различать: 1) Сверх-Я - как результат изначальных ранне-детских идентификаций с родителями; 2) Я-идеал как результат более поздних идентификаций с куда более широким кругом лиц. Я-идеал представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться. Я ИДЕАЛЬНОЕ - (идеальное-Я) -> Сверх-Я; Я-идеал. Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты: 1) когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание); 2) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.; 3) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят: 1) физическое Я - схема собственного тела; 2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени; 3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать; 4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.; 5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти; 6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные; 7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект смотрится как в зеркало в другого человека и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества. Я-ЛИБИДО (либидо нарциссическое) - согласно З. Фрейду - либидо, отнятое от объектов и вернувшееся к Я. Похоже на большой резервуар, из коего высыпаются привязанности к объектам и в который они снова возвращаются. Иногда отождествляется с влечением к самосохранению. Будучи обращенным на сексуальный объект, превращается в объект-либидо.


Определения, значения слова в других словарях:

Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера
Юность — возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Хронологические границы Ю. определяются в психологии по-разному. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю Ю., т. е. старший...
Философский словарь
стадия в течении жизни между детством и зрелостью, отмеченная появлением духовности, чертами становления личности, взрослой сексуальности и протекающая до полного взросления или окончательного отделения от семьи происхождения. В примитивном обществе переход во взрослое состояние...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IЮ - это период жизненного роста и созревания (Пс 143:12) Ю телесная - это время расцвета сил (4Цар 5:14; Иов 33:25; Притч 20:29; Зах 9:17) В присущих Ю избытке силы и чрезмерном веселье(Еккл 11:9,10) кроется определ опасность В молодости человек ищет собств путь(Ин 21:18), но...
Психологическая энциклопедия
Период между половым созреванием и зрелостью. Концепция юности как отдельной стадии развития вполне может быть чисто западной идеей, поскольку во многих других культурах переход от детства к зрелости совершается в процессе короткого «ритуала посвящения». Период юности по-разному...
Психологическая энциклопедия
- период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и...

Поделиться:

Реклама