Юм - это...

ЮМ (Hume) Дэвид (1711-1776) - британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма Один из предтечей позитивизма Основные философские сочинения: "Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам" (1739-1740), "Опыты" ("Эссе" - 1741), "Исследование о человеческом познании" (1748), "Исследование о принципах морали" (1752), "Диалоги о естественной религии" (опубликованы в 1779) и др В центре философских размышлений Ю находилась проблема человека Полагая, что "все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе", Ю считал особо значимой разработку философской концепции человека В качестве же первооснования последней, по Ю, призвана выступить теория познания Человек, согласно Ю, - существо разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к "различным делам и занятиям" вкупе с увлечением наукой Крайности в философских трактовках человека Ю осуждал, ибо, по его мнению, "смешанный образ жизни" людей не дает этому достаточных посылок Ю стремился преодолеть как традиционно резкое (в духе рационализма) противопоставление опыта и разума, который якобы извне и post factum корригирует материал, предоставляемый органами чувств, так и крайний эмпиризм идеи бездуховного, эмоционально-непредрасположенного субъекта, пользующегося исключительно односторонне-чувственным самодостаточным опытом Ю не счел необходимым увязывать построение теории познания с исследованием проблемы способов возникновения ощущений людей, считая этот вопрос уделом "анатомов и естественников" Исходным пунктом собственной модели теории познания Ю избрал понятие "впечатление" "Впечатления" у Ю - готовые, имеющиеся в душе, "все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим" Для "впечатлений", - утверждал Ю, - "не существует отдельного имени ни в английском, ни в каком-либо другом языке" Ю развел "впечатления рефлексии" и "впечатления ощущения" Последние он элиминировал из своей теоретико-познавательной схемы: "Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и они никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами" Согласно Ю, мышление людей в состоянии лишь связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом: ум снимает "копию" с первоначального впечатления и образует "идею" - "менее живое восприятие" Идеи сохраняются также и в случаях исчезновения породивших их восприятий Идеи способны формировать последующие идеи и тд Опыт у Ю оказывается сложной чувственно-рациональной структурой (Вопрос о реальном существовании материальных объектов, источников наших впечатлений как теоретическую проблему Ю не решал, хотя и не сомневался в их существовании в контексте обыденной практики) Так могут возникать любые идеи: рассудок человека, например, формулирует идею Бога, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всяких границ Связывание идей возможно лишь как результат деятельности мышления и не зависит от наличия объективного аналога итога такого связывания Причинно-следственные же связи между фактами открываются лишь посредством опыта Основанием познания причинности выступает воспроизводящийся опыт того же рода как и обособившаяся привычка мыслить, существующая как закон причинности, неотъемлемо связанный с неким инстинктом причинности" По Ю, в основании соединения идей лежит мягкая, связующая, ассоциирующая сила (начало, качество): "каждый единичный объект, принадлежащий к какому-нибудь виду, постоянно бывает связан с некоторым единичным объектом, принадлежащим к другому виду", и "появление всякого нового единичного объекта того или другого вида, естественно, переносит мысль к его обычному спутнику" Ю первым по-настоящему серьезно исследовал "причинность" как явление и понятие По Ю, на основании только лишь примеров мы никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь между явлениями природы То, что принято называть "причиной", - это не более чем присущая душе человека привычка наблюдать одно явление после другого и заключать из этого, что явление более позднее во времени зависит происхождением от более раннего Осознание реального характера причинных связей Ю именовал верой: "Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации" Согласно Ю, причинность выживает как принцип лишь в границах тех дисциплин, которые удается трансформировать в отрасль психологии (религиоведение, гражданская история и этика), ибо "все мнения и понятия о вещах, к которым мы привыкли с детства, пускают корни так глубоко, что весь наш разум и опыт не в силах искоренить их, причем влияние этой привычки не только приближается к влиянию постоянной и нераздельной связи причин и действий, но и во многих случаях превосходит его", при этом "более половины мнений, преобладающих среди людей, обязаны своим происхождением воспитанию" Высшая цель человеческого познания - интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин Закон причинности приложим лишь к сфере опыта: переход от эмпирии к трансцендентному недопустим Проблема существования сложной объективной структуры индивидуального опыта, которую сформулировал Ю, резуль-тировалась впоследствии в сопряженной концепции Канта Рассуждения и выводы Ю по этому вопросу стали теми достижениями философии, которые содействовали ее дальнейшей эволюции и генезису ее новых направлений Человек у Ю социален по своей собственной природе и постепенно эволюционирует, адаптируя разнообразные общественные добродетели Выгода социального устройства жизни людей связана с сопутствующим процессом роста "силы, умения и безопасности" Частная собственность и справедливость, отнюдь не предполагающие социального равенства, - основы процветания общества в понимании Ю: "Историки и здравый смысл могут просветить нас относительно того, что, какими бы благовидными ни казались идеи полного равенства, реально в сущности они неосуществимы И если бы это было не так, то это было бы чрезвычайно пагубно для человеческого общества Сделайте когда-либо имущество равным, и люди, будучи различными по мастерству, прилежанию и трудолюбию, немедленно разрушат это равенство А если вы воспрепятствуете этим добродетелям, вы доведете общество для величайшей бедности и, вместо того, чтобы предупредить нужду и нищету, сделаете ее неизбежной для всего общества в целом" Религиозные постулаты, возникающие как результат психологической потребности чувства, не могут, по Ю, быть постигнуты, в них можно лишь верить: опыт принципиально невозможен относительно универсума, в качестве первопричины которого примысливается Бог, а, следовательно, связи первопричины и мира не допускают каких-либо содержательных и осмысленных реконструкций Критика вслед за Беркли "духовной субстанции" переросла у Ю в отрицание традиционной религии, противопоставление ей "естественной религии" и жесткую полемику с официальной церковью Ю придумал и ввел в научный оборот понятие "философская интоксикация", значимое в психотерапевтической диагностике


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр.), в тантрийской практике энергия или божественная мудрость. Возникает в момент соединения бинду с разумом (интуицией), когда происходит великое открытие – познание неразличимости блаженства и шуньи. Таким образом, юм есть дакиня, которая является разумом, познающим...

Поделиться:

Реклама