Юдифь - это...
ЮДИФЬ (иврит. "из колена Йегуды", "иудеянка"; в рус. традиции — Иудифь) — героиня одноименной второканонической книги христианской Библии. Кн. Ю., возникшая и первоначально имевшая хождение в иудейской среде наряду с другими книгами еврейской Библии, или Танаха, включенная, в силу своей популярности, в Септуагинту, была затем отброшена еврейскими мудрецами-хахамим при окончательном отборе книг третьей части канона — Кетувим, или Писания. Оригинал на иврите не сохранился, книга дошла в греческом переводе.
В годы восстания Маккавеев еврейские писатели создают произведения о героизме и самопожертвовании во имя Бога и народа. Одним из таких произведений, созданных на основе устных преданий в сер. 2 в. до н. э., стала Кн. Ю., представляющая собой псевдоисторическую повесть-притчу, в которой свободно соединяются вымысел и подлинная история, контаминируются разные исторические эпохи.
Книга повествует о том, как в иудейском городе Ветилуя жила богатая, красивая и праведная женщина Ю. (само ее имя подчеркивает, что героиня изначально задумана как воплощение национального характера и веры в Единого Бога). Ю. потеряла мужа и после его смерти три с половиной года (вместо положенных двух) носила траур по нему. Ее аскетический образ жизни и богобоязненность внушили жителям города такое уважение, что они стали почитать Ю. как пророчицу и обращаться к ней за советом. Но внезапно в Иудею вторгается огромная армия Навуходоносора под командованием Олоферна. Начинается осада Ветилуи. Доведенные до отчаяния люди уже умоляют городского старейшину Озию сдать город врагу. Сердце Озии разрывается от горя при виде этих мучений, но он просит горожан укрепиться духом и уповать на спасение, которое дарует Господь, если не перевесит чаша грехов (в истинном духе Танаха и в самой осаде Озия видит перст Божий).
Итак, можно уповать только на спасение свыше. Но, как уже не раз демонстрировал текст Танаха, оно приходит тогда, когда кто-то один первым делает трудный шаг, не дожидаясь чуда. И этот шаг совершает Ю. Она надевает самое красивое одеяние, умащается благовониями, украшает себя драгоценностями и, взяв с собой запас продуктов, чтобы не прикасаться к нечистой пище, не разрешенной иудеям (см. Кашрут), отправляется в стан врага. Нарядная, блистательная, появляется Ю. перед Олоферном. Непомерная роскошь даже в походе сопровождает Олоферна: он одет в пурпур и золото, весь сверкает драгоценными камнями. Притворившись, будто на нее снизошло пророческое вдохновение, Ю. предсказывает Олоферну скорую и полную победу над Иудеей. Явление прекрасной незнакомки и ее пророчество поразили Олоферна. Он даже готов признать Единого Бога, если сбудется пророчество (такая скоропалительность решения и измена своим богам, несомненно, осуждаются автором). К исходу третьего дня пребывания в стане врага Ю. понимает, что наступает решающий момент. Всю ночь она горячо, со слезами на глазах молится Богу, прося укрепить ее в избранном ею нелегком решении. На следующий день, когда во время роскошного пира Олоферн опьянел и заснул крепким сном, Ю. отсекла ему голову его же собственным мечом и с этой страшной добычей поспешила в Ветилую, чтобы вдохнуть в измученный город надежду.
Узнав, что их военачальник убит, ассирийцы в панике бегут, бросив лагерь и награбленные сокровища. Жители города ликуют, празднуя победу и прославляя Ю.
Но несмотря на величие подвига Ю., он все же вызвал сомнения у мудрецов-хахамим с моральной точки зрения: ведь героиня совершила его, пойдя на притворство и обман, убив доверившегося ей врага. Именно поэтому повесть не была включена в канон.
Образ Ю. оставил большой след в европейском искусстве и литературе. Он вдохновлял великих художников эпохи Ренессанса — Джорджоне, Тициана, Караваджо. Стихотворное переложение Кн. Ю. оставил А. С. Пушкин ("Когда владыка ассирийский..."), Ю. посвящено одноименное стихотворение Н. С. Гумилева.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: