Язычество - это...
ЯЗЫЧЕСТВО — религиозные представления людей, господствовавшие до наступления эпохи теизма. Основными характеристиками Я. выступают:
1) Многобожие.
2) Боги Я. выступают выражением гармонии и порядка; при этом они практически лишены индивидуальной свободы, оказываясь подчиненными каждый своей функции в обеспечении космического миропорядка, исполняя свою судьбу так же, как и люди.
3) Основным нравственным требованием Я. является соблюдение меры: от бытовой умеренности до достойного несения своего жребия, не преступая его имманентной меры.
4) Боги Я. представляют собой не столько персоны, сколько персонификации, где личностная компонента образа отходит на второй план по сравнению с компонентой воплощения той или иной стихии (Гея — земли, Аполлон — солнца, Асклепий — врачевания, Гефест — кузнечного дела и т. п.).
5) Боги Я. конституируются как человекоподобные. Антропоморфизм языческого пантеона задает богам не только осязаемую телесность (красота Афродиты, хромота Гефеста, эротический потенциал Зевса), но и индивидуализированные характеры.
6) Я. фундировалось феноменом теофании, т. е. возможности непосредственного вмешательства богов в события земной жизни: вовлеченность Олимпа в Троянскую войну у Гомера, мифологические герои как рожденные от бога и смертной и т. п.
7) Вера как интимно сокровенное состояние души не является для Я. принципиально значимой: смысловым центром выступает отправление культа, также, в свою очередь, сфокусированного не на творимой молитве, но на непосредственных ритуалах (жертвоприношения богам, участие в мистериях и т. п.).
8) Я. предполагает развитую магическую (см. Магия) практику, основанную на приведение в действие не известных человеку, но внутренне присущих Космосу тайных сил.
9) Эмоциональная тональность Я., по преимуществу, мажорна: в отличие от христианства как "религии плача", "гомерический хохот" языческих богов вошел в число общекультурных образов. По словам Прокла, "мифы говорят, что плачут боги не вечно, смеются же непрестанно, ибо слезы их относятся к попечению о вещах смертных и бренных, и порой есть, а порой нет их, смех же их знаменует целокупную и вечно пребывающую полноту вселенского действования... Смех мы отнесем к роду богов, а слезы — к состоянию людей и животных".
В соотношении Я. и теизма отчетливо проявляет себя закономерность, зафиксированная еще Тертуллианом: сменяя Я., христианство включает прежних богов в свой пантеон, низводя их до статуса нечистой силы ("мы поклоняемся единому Богу... относительно других существ, которых вы именуете богами, мы знаем, что они не что иное, как демоны").
См. также Ален де Бенуа.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: